Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Бушминой А.Е, Калугина Д.М.
при секретаре
ФИО34
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению Батова Сергея Владимировича, Батовой Ирины Анатольевны, Батршиной Марьям Гумаровны, Бобровникова Алексея Викторовича, Бурцева Бессариона Ивановича, Володиной Натальи Николаевны, Ганина Александра Игнатьевича, Гильфанова Фарида Салаховича, Гулиной Татьяны Анатольевны, Давыдовой Ирины Ивановны, Карпухина Олега Анатольевича, Косовой Натальи Ивановны, Котлобай Марианны Александровны, Курманаева Рифхата Фаридовича, Курманаевой Ляйсан Фаридовны, Куцик Елены Владимировны, Лукьянова Виталия Геннадьевича, Мазоха Оксаны Георгиевны, Мамоновой Анны Васильевны, Науменко Лидии Леонидовны, Перепелица Александра Николаевича, Почтарь Светланы Андреевны, Сапожникова Юрия Александровича, Сафоновой Анны Алексеевны, Улановой Натальи Геннадьевны, Фролова Максима Евгеньевича, Цаплина Александра Юрьевича о признании недействующим нормативного правого акта в части по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Самарского областного суда от 10 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения лица, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, - Рузанова Д.А, представителя административных истцов адвоката Корноухова Е.Ю, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 в редакции от 27 августа 2020 года N 277/79 утверждена Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.
Административные истцы Батов С.В, Батова И.А, Батршина М.Г, Бобровников А.В, Бурцев Б.И, Володина Н.Н, Ганин А.И, Гильфанов Ф.С, Гулина Т.А, Давыдова И.И, Карпухин О.А, Косова Н.И, Котлобай М.А, Курманаев Р.Ф, Курманаева Л.Ф, Куцик Е.В, Лукьянов В.Г, Мазоха О.Г, Мамонова А.В, Науменко Л.Л, Перепелица А.Н, Почтарь С.А, Сапожников Ю.А, Сафонова А.А, Уланова Н.Г, Фролов М.Е, Цаплин А.Ю. обратились в суд с коллективным административным иском, в обоснование которого указали, что являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенных в "адрес" муниципального района "адрес", в отношении которых установлена подзона Ж7* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в зоне Ж7 (зона садового строительства).
Административные истцы полагают, что оспариваемым нормативным правовым актом в отношении этих земельных участков установлена подзона Ж7* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - О м" в связи с нахождением их на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, что противоречит пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360, поскольку сведения о том, что земельные участки административных истцов полностью или частично расположены в границах зоны затопления, подтопления, отсутствуют, в связи нарушаются права и законные интересы административных истцов на осуществление строительства на принадлежащих им земельных участках.
Административные истцы просили суд признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 в редакции от 27 августа 2020 года N 277/79 в отношении вышеуказанных земельных участков.
Решением Самарского областного суда от 10 декабря 2020 года постановлено: требования административных истцов удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 в редакции от 27 августа 2020 года N 277/79, в части установления подзоны Ж7* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в зоне Ж7 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Волжский Самарской области просила решение Самарского областного суд от 10 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Прокуратура Самарской области представила возражения относительно апелляционной жалобы в которых просила решение Самарского областного суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административные истцы представители возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области представило отзыв по делу, в котором просило в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании лицо, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, Рузанов Д.А, представитель административных истцов адвокат ФИО29, против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
В заключении прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. полагала, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, отзыв по делу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года N 107/47 официально опубликованном в ежемесячном информационном вестнике "Вести сельского поселения Курумоч" от 27 декабря 2013 года N 32 (74) утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.
Правилами землепользования и застройки сельского поселения Курумоч, в зоне Ж7 установлена подзона Ж7* с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению или подтоплению.
Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" расположены в подзоне Ж7* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м".
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что а административным истцам принадлежит на праве собственности следующие земельные участки, расположенный по адресу ориентира: Самарская область, муниципальный район Волжский, сельское поселение Курумоч, поселок Власть Труда, территория коттеджный поселок Булгари Парк:
- Батову С.В. и Батовой И.А. земельный участок N с кадастровым номером 63:17:2405003:826, площадью 1 139 кв. м;
- ФИО1 земельные участки:
N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 870 кв. м;
N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 738 кв. м;
N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1832кв. м, N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1239кв. м;
N с кадастровым номером "данные изъяты"766, площадью 1 339 кв. м;
N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2248 кв. м;
Nа с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 742 кв. м;
N с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 775 кв. м;
N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 835 кв. м;
Nа с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 779 кв. м;
Nа с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1302 кв. м
N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 852 кв. м;
с кадастровым номером "данные изъяты"854, площадью 2 477 кв. м;
с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 896 кв. м;
с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 973 кв. м;
с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 003 кв. м.
- Бобровникову А.В. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 533 кв. м;
- Бурцеву Б.И. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 922 кв. м;
- Володиной Н.Н. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 900 кв. м;
- Ганину А.И. земельный участок с кадастровым номером 63 "данные изъяты"852, площадью 1 236 кв. м;
- Гильфанову Ф.С. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 206 кв. м;
- Гулиной Т.А. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1628 кв. м;
- Давыдовой И.И. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 927 кв. м;
- Карпухину земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 259 кв. м;
- Косовой Н.И. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 665 кв. м;
- Котлобай М.А. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 764 кв. м;
- Курманаеву Р.Ф. и Курманаевой Л.Ф. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 133 кв. м, - Мамоновой А.В. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 800 кв. м;
- Куцик Е.В. земельный участок Nа с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 122 кв. м;
- Лукьянову В.Г. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 995 кв. м;
- Мазоха О.Г. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 057 кв. м;
- Науменко Л.Л. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 276 кв. м.;
- Перепелице А.Н. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 230 кв. м;
- Почтарь С.А. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1348 кв. м;
- Сапожникову Ю.А. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 847 кв. м;
- Сафоновой А.А. земельный участок Nа с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 111 кв. м;
- Улановой Н.Г. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 232 кв. м;
- Фролову М.Е. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 794 кв. м;
- Цаплину А.Ю. земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты":472, площадью 1 627 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ на запросы Батршиной М.Г. о предоставлении информации о земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты", из которых впоследствии были образованы вышеуказанные земельные участки, получены ответы Администрации муниципального района Волжский Самарской области, согласно которым земельные участки в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области включены в границы населенного пункта Власть Труда, в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Курумоч земельные участки расположены в зоне Ж7 (Зона садоводства и дачного хозяйства).
Согласно ответам, поступившим на запросы суда в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"
- филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области сообщил, что по состоянию на 18 ноября 2020 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зонах потоплении (затопления) в границах указанных земельных участков;
- отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового управления сообщил, что на территории Самарской области работу по разработке предложений по определению границ зон затопления, подтопления ведет Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, от него предложений по водным объектам на территории муниципального района Волжский в адрес отдела не поступало; сведения о границах зон затопления и подтопления для внесения в Государственный водный реестр и в Единый государственный реестр недвижимости отделом не направлялись;
- Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сообщило, что в настоящее время работы по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи указанных земельных участков министерством не проводились.
Проанализировав положения пункта 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон, на которые ссылается Администрация муниципального района Волжский Самарской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что такого нормативного правового акта в материалы дела не представлено, кроме того, Правила землепользования и застройки сельского поседения Курумоч не устанавливают такие зоны, а только отражают их на соответствующей карте, поскольку установление границ затопления и подтопления отнесено к компетенции Федерального агентства водных ресурсов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования административных истцов, пришел к правильному выводу, что зоны затопления, подтопления в границах вышеперечисленных земельных участков не установлены и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж7* в отношении вышеуказанных земельных участков противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 3, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, пунктам 3 и 5 Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 360 от 18 апреля 2014 года, и нарушает права административных истцов на жилищное строительство.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Волжский Самарской области сослалась на то, что пунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Указанные доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района Волжский Самарской области не могут повлечь отмену решения суда, поскольку, как правильно установилсуд первой инстанции, такой нормативный правовой акт отсутствует, а кроме того, Правила землепользования и застройки сельского поседения Курумоч не устанавливают такие зоны, а только отражают их на соответствующей карте, поскольку установление границ затопления и подтопления отнесено к компетенции Федерального агентства водных ресурсов.
Другие доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района Волжский Самарской области аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского областного суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.