Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А.
судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Кощеевой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим с момента принятия приложение N2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 29 декабря 2017 года N66-э " О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Южные электрические сети" (Чайковский район)", в редакциях от 21 ноября 2018 года, от 28 ноября 2019 года, в части установления тарифов на 2020 год, по апелляционной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Пермского краевого суда от 19 ноября 2020 года, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Южные электрические сети" на решение Пермского краевого суда от 19 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 29 декабря 2017 года N 66-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Южные электрические сети" (Чайковский район)" (далее по тексту Постановление) утверждены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года включительно, согласно приложению N 1 (пункт 1.1 Постановления); долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями с календарной разбивкой согласно приложению N 2 (пункт 1.2 Постановления).
Тарифы, установленные в пункте 1.2 настоящего Постановления, действуют с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года включительно (пункт 2 Постановления).
Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официально опубликования.
Постановление опубликовано 5 февраля 2018 года в официальном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных орган государственной власти Пермского края" за N 5.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края 21 ноября 2018 года N 19-э внесены изменения в Постановление, приложение N 2 в части тарифов на 2019 год изложено в новой редакции (в связи с ежегодной корректировкой).
Указанное постановление опубликовано 3 декабря 2018 года в официальном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" за N 48 часть 2.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 28 ноября 2019 года N 11-э внесены изменения Постановление, приложение N 2 в части тарифов на 2020 изложено в новой редакции (в связи с ежегодной корректировкой), согласно которой установлены следующие тарифы на первое полугодие 2020 года:
-двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей "данные изъяты" руб./МВт. мес.; ставка на оплату технологического расхода (потерь) - "данные изъяты" руб./МВт.ч.
-одноставочный тариф - "данные изъяты" руб./кВт.ч.;
на второе полугодие 2020 года:
-двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей "данные изъяты" руб./МВт. мес.; ставка на оплату технологического расхода (потерь) - "данные изъяты" руб./МВт.ч.
-одноставочный тариф - 0, 64713 руб./кВт.ч.
Данное постановление опубликовано 9 декабря 2019 года в официальном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края исполнительных органов государственной власти Пермского края" за N 48, том 2.
Таким образом, в настоящее время Постановление действует в редакциях постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 21 ноября 2018 года N19-э, Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 28 ноября 2019 года N 11-э.
Заместитель прокурора Пермского края, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании не недействующим с момента принятия приложения N 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 29 декабря 2018 года N 66-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Южные электрические сети" (Чайковский район)", в редакции постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 21 ноября 2018 года N 19-э, Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 28 ноября 2019 года N 11-э, в части установления тарифов на 2020 год.
В обоснование заявленных требований указал, что 17 февраля 2020 года в прокуратуру края поступило обращение министра тарифного регулирования и энергетики Пермского края о возможном представлении руководителем ООО "Южные электрические сети" при формировании заявки на корректировку тарифов на 2020 год недостоверной информации в отношении активов предприятия, что может повлечь за собой завышение необходимой валовой выручки и некорректный расчет тарифа.
Представители административного истца ФИО5, ФИО6 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ООО "Южные электрические сети" ФИО8 в судебном заседании возражала про удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным письменных возражениях и дополнениях к ним.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении участия в судебном заседании не приняли.
Суд постановилрешение, которым признал не действующим со дня принятия приложение N 2 "Долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью Южные электрические сети" (Чайковский район), рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования, вводимые в действие с 1 января 2018 года" к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского от 29 декабря 2017 года N 66-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Южные электрические сети" (Чайковский район)", в редакциях постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 21 ноября 2018 года N 19-э, постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 28 ноября 2019 N 11-э, в части установленных тарифов на 2020 год.
Возложил на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим, с учётом доводов, изложенных в мотивировочной части решения суда.
Указано, что в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
В апелляционных жалобах Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, ООО "Южные электрические сети", просят решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме. В основание указывают на нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО7, представитель заинтересованного лица ООО "Южные электрические сети" ФИО8 настаивали на доводах апелляционных жалоб.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО9 возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на территории Пермского края с января 2018 года действует "котловая модель" тарифного регулирования услуг по передаче энергии, в рамках которой установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, где необходимая валовая выручка (НВВ) сетевой организации ОАО " "данные изъяты"" определена с учётом затрат смежных сетевых организаций.
Котловой метод формирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии предусматривает расчёт ставок тарифов на каждом уровне напряжения на основе суммы необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 49 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2).
Потребители услуг по передаче электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации и гарантирующий поставщик, производят с ОАО " "данные изъяты"" расчёты за услуги по передаче электроэнергии по сетям сетевых организаций по единым "котловым" тарифам.
В силу приведенной модели тарифного регулирования ОАО " "данные изъяты"" ("держатель котла") регулирует отношения по передаче электрической энергии с другими территориальными сетевыми организациями на территории "адрес" и производит оплату услуг иных территориальных сетевых организаций по индивидуальным тарифам, утвержденным регулирующим органом для взаиморасчётов между парой сетевых организаций.
Общество с ограниченной ответственностью "Южные электрические сети" является территориальной сетевой организацией, владеющей электросетевыми объектами, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к данным электросетевым объектам.
Между ОАО " "данные изъяты"" (заказчик) и ООО "Южные электрические сети" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому исполнитель принял на себя обязательства оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии и мощности, а заказчик обязательства оплачивать услуги, оказанные исполнителем (л.д. 118-139).
Для расчётов между парой смежных сетевых организаций Постановлением утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Южные электрические сети" на период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.
Постановлениями от 21 ноября 2018 года N 19-э, от 28 ноября 2019 года N 11-э индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям данного общества корректировались регулирующим органом на 2019 и 2020 годы, соответственно.
Данные нормативные акты приняты уполномоченными органами, официально опубликованы в установленном законодательством субъекта РФ порядке. По данным основаниям указанные акты не оспариваются.
Из материалов судебного и тарифного дел следует, что при подаче заявления о корректировке тарифов на передачу электрической энергии на 2020 год ООО "Южные электрические сети" представило тарифный орган, в том числе:
-договор аренды муниципального имущества от 1 января 2015 года, подписанный между муниципальным бюджетным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Фокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" (арендодатель) и ООО "Южные электрические сети" (арендатор), сроком действия на 5 лет, по условиям которого, арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды объект недвижимости: трансформаторная подстанция КТП А72 в селе Фоки. Договор не зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 17-20).
-договор аренды движимого электросетевого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N, подписанный между ООО " "данные изъяты"" и ООО "Южные электрические сети", по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование движимое электросетевое имущество, находящееся у арендодателя на праве собственности, а именно: КТП N N "данные изъяты" кВ - 1х400кВА, ВЛ- "данные изъяты" длиной "данные изъяты" метров.
Как следует из экспертного заключения от 6 ноября 2019 года (л.д. 164-174), и расчёта выполненного административным ответчиком, при расчёте НВВ указанного общества тарифный орган дополнительно, с учётом указанных договоров, учёл 17, 5 условных единиц вышеуказанного электрооборудования, не включив в расчёт стоимость затрат на обслуживание данного оборудования, а также его аренду.
Прокурорской проверкой при рассмотрении обращения министра тарифного регулирования и энергетики Пермского края установлено, что КТП N N "данные изъяты" кВ - 1х400кВА, ВЛ- "данные изъяты" длиной "данные изъяты" метров, являющееся предметом договора аренды движимого электросетевого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N, подписанного между ООО " "данные изъяты"" (арендодатель) и ООО "Южные электрические сети" (арендатор), арендодателю на праве собственности не принадлежит, фактически находятся в муниципальной собственности.
В ходе рассмотрения дела о корректировке тарифов на 2020 год при расчёте необходимой валовой выручки участвовали вышеуказанные объекты - подстанция КТП N N "данные изъяты" кВ - 1х400кВА, ВЛ- "данные изъяты" длиной "данные изъяты" метров.
Из анализа переписки между ООО " "данные изъяты"" и Управлением имущественных отношений администрации Куединского района Пермского края следует, что вышеуказанная подстанция является муниципальной собственностью.
ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"" направило письмо ООО "Южные электрические сети", в котором указано, что договор аренды движимого электросетевого имущества считается ничтожным, так как данное движимое имущество находится в муниципальной собственности (л.д. 72).
Кроме того, ООО "Южные электрические сети" в рамках договора муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ с муниципальным бюджетным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Фокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", работы на трансформаторной подстанции КТП А72 в селе не выполняли, арендную плату не вносили. Из объяснений директора образовательного учреждения ФИО10 следует, что общество настаивало на заключение договора, так как необходимо обслуживать большее число объектов для увеличения тарифов.
Данная сделка государственную регистрацию не прошла.
Следовательно, фактически имущество в пользовании общества не находилось, либо расходы на его аренду и содержание оно не несло.
Следовательно, регулируемая организация ООО "Южные электрические сети" представила в уполномоченный орган недостоверные сведения об имуществе, с помощью которого осуществляла регулируемую деятельность.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, ч.1 ст.208, ч.ч.7, 8 ст.213, п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ, Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2019 г. N1178, и пришёл к верному выводу о том, что ООО "Южные электрические сети" при подаче в регулирующий орган заявления об установлении тарифов не были представлены в полном объёме документы, подтверждающие законное владение имуществом, с помощью которого она осуществляет регулируемую деятельность.
В свою очередь, орган тарифного регулирования, в нарушение требований п.19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, не проверил надлежащим образом представленные ООО "Южные электрические сети" документы.
В результате орган тарифного регулирования необоснованно принял к расчёту полезного отпуска заявленное ООО "Южные электрические сети" вышеуказанное недвижимое и движимое имущество, что повлекло неправильное определение НВВ, размера тарифов.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда основанными на представленных в дело доказательствах, сделанными при правильном применении норм материального права.
Доводы подателей апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не находит убедительными, по следующим основаниям.
Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в интересах прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц предоставлено ст.39 КАС РФ, а не Гражданским процессуальным кодексом РФ, на который ссылаются податели апелляционных жалоб.
Мнение подателей апелляционных жалоб о том, что установленные судом обстоятельства влияют лишь на права и законные интересы пары сетевых организаций не состоятельно, так как является предположением, не подтверждённым доказательствами. Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт влияет на права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц административным ответчиком, на котором в силу ч.2 ст.62 КАС РФ лежит бремя доказывания возражений на иск, не опровергнут.
В силу изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что прокурор является надлежащим процессуальным истцом в рассматриваемом деле.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу п.19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике регулирующий орган при необходимости для соблюдения баланса интересов сторон был обязан запросить дополнительные документы с целью проверки достоверности представленных ООО "Южные электрические сети" вышеуказанных договоров аренды имущества.
При этом обязанностью регулирующего органа, вопреки доводам подателей апелляционных жалоб, является не оценка законности сделок по аренде, а проверка обоснованности включения расходов по данным сделкам при расчёте НВВ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что формальное несоответствие договора аренды недвижимого имущества - подстанции от 1 января 2015 г. требованиям ст. ст. 625, 651 Гражданского кодекса РФ, отсутствие сведений о его государственной регистрации, обязывало регулирующий орган запросить у заявителя дополнительные документы.
Мнение подателей апелляционных жалоб о том, что учёт вышеуказанных договоров аренды не оказал влияния на размер тарифа, так как в подконтрольных и неподконтрольных затратах данные по ним не учтены, опровергается подробным расчётом, изложенным в решении суда первой инстанции.
При этом, как правильно указал в решении суд первой инстанции, действующее законодательство при оценке правильности определения размера тарифов не содержит понятия "существенное" или "несущественное" влияние количества активов на расчёт НВВ. Поскольку установлено, что при расчёте "котловой" НВВ были использованы недостоверные данные, данное обстоятельство, в силу п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ, является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
При этом п.7 Основ ценообразования о возможности корректировки установленного тарифа, на которые ссылаются податели апелляционных жалоб, не ограничивает действие п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ.
При этом судебная коллегия отмечает, что правом корректировки тарифов, как это предусмотрено абзацами 1, 10 Основ ценообразования, административный ответчик не воспользовался.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с решением суда, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые, в соответствии со статьей 310 КАС РФ, привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края, общества с ограниченной ответственностью "Южные электрические сети" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск), в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.