Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" Х* на вступившие в законную силу постановление судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 17 августа 2020 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" Х*
установил:
постановлением судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 17 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2020 года, директор общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - общество, ООО " "данные изъяты"") Х* признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества с ограниченной ответственностью "Детский спортивно-оздоровительный комплекс "Дружба" Х* просит обжалуемые судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 31 Федерального закона N 52-ФЗ в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний могут вводиться ограничительные мероприятия (карантин) на основании решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта "м" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании подпункта "у" части 1 указанной статьи устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 "О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пунктов 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65).
Согласно пункту 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" приводится перечень мероприятий, направленных на предупреждение распространения COVID-19 (мониторинг заболеваемости, лабораторный мониторинг, мониторинг напряженности иммунитета, сбор и анализ информации и пр.).
Роспотребнадзором разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации для определения показателей, которые являются основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий.
В соответствии с пунктами 3, 4 Методических рекомендаций (МР 3.1.0178-20. Профилактика инфекционных болезней), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 08 мая 2020 года предполагается поэтапное возобновление деятельности предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с потребителями. Снятие ограничений зависит от значений таких показателей, как, например, коэффициент распространения инфекции, наличие свободного коечного фонда для лечения больных COVID-19, показатель тестирования на 100 000 населения.
Согласно пункту 5 Методических рекомендаций решение о снятии ограничений принимают главы субъектов РФ на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов РФ.
На основании пункта 6 Методических рекомендаций переход к III этапу для возобновления образовательных работа всех образовательных учреждений значение показателя Rt не должно превышать 0, 5.
Роспотребнадзор разработал методические рекомендации "МР 3.1/2.4.0185-20.3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.4. Гигиена детей и подростков". Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
Пунктом 1.2 Методических рекомендаций МР 3.1/2.4.0185-20 открытие оздоровительных организаций в 2020 году осуществлять не ранее третьего этапа возобновления деятельности.
В соответствии с пунктом 3.7 наполняемость групп, отрядов должна составлять не более 50% от проектной мощности.
Согласно пункту 4.2 данных Методических рекомендаций для обеспечения заезда на территорию оздоровительной организации служебного (специализированного, коммунального, пассажирского и др.) автотранспорта предусмотреть на входе обязательные дезинфекционные мероприятия или оборудовать для автотранспорта поставщика пищевых продуктов специальную площадку перед въездом в лагерь для передачи товаров, в том числе продуктов питания.
Пунктом 16 Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года N УГ-111 (ред. от 29 июня 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV)" для органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим функционирования "Повышенная готовность" установлено, что при строгом соблюдении правил поведения, установленных настоящим Указом, органами исполнительной власти Республики Башкортостан, а так же рекомендациями Роспотребнадзора возобновить работу с 03 июля 2020 года - детских оздоровительных лагерей.
Основанием привлечения директора ООО " "данные изъяты"" к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили установленные судьей районного суда обстоятельства, что Управлением Роспотребнадзора по Республики Башкортостан на основании обращения К*, поступившего 03 июля 2020 года в форме электронного документа, 06 июля 2020 года в период с 19 часов 48 минут до 20 часов 8 минут в ходе осмотра принадлежащей ООО " "данные изъяты"" территории лагеря, расположенного по адресу: "адрес", установлено, что на территории лагеря находятся дети, общей численностью 280 человек, при этом со стороны хозяйственного въезда отсутствует платформа для разгрузки продуктов питания, то есть в нарушение пункта 6 Методических рекомендаций MP 3.1.0178-20 "Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мер в условиях эпидемического распространения COVID-19", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 08 мая 2020 года, пунктов 1.2, 3.7, 4.2 Методических рекомендаций МР 3.1/2.4.0185-20 "Рекомендации по организации работы организаций отдых детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 25 мая 2020 года. ООО " "данные изъяты"" 02 июля 2020 года до перехода Республики Башкортостан к III этапу при показателе Rt равным 1, 0 осуществило завоз несовершеннолетних детей в количестве 280 человек в 1 смену лагеря с наполняемостью групп, отрядов более 50% от проектной мощности, а именно 70%; не оборудовало специальную площадку перед въездом в лагерь для передачи товаров, в том числе продуктов питания.
Административный орган усмотрел в действиях директора ООО " "данные изъяты"" невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период чрезвычайных ситуаций, представляющее угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних детей и сотрудников лагеря.
16 июля 2020 года должностным лицом Роспотребнадзора в отношении директора ООО " "данные изъяты"" составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого районным судом вынесено постановление о привлечении директора общества к административной ответственности.
Судья Верховного суда Республики Башкортостан согласился с принятым судьей районного суда решением, оставив его без изменения.
Вместе с тем решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан законным признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, что установлено статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (часть 3).
В соответствии с требованиями статьи 26.1 настоящего Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьями 24.1, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в постановлении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.
Однако в ходе производства по настоящему делу вышеуказанные требования выполнены не были, в нарушение указанных положений законность и обоснованность вынесенного судьей районного суда постановления судьей Верховного Суда Республики Башкортостан надлежащим образом не проверена.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 16 июля 2020 года N, составленным должностным лицом Роспотребнадзора, в рамках предварительной проверки поступившей информации начальнику муниципального казенного учреждения Управление образования МР Мелеузский район Республики Башкортостан и директору ООО " "данные изъяты"" Х* направлены запросы о предоставлении запрашиваемой информации.
Согласно ответу директора ООО " "данные изъяты"" в лагере функционируют 11 отрядов, общая численность 280 человек.
Согласно экспертному заключению Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Башкортостан" в городах Кумертау, Сибай N от ДД.ММ.ГГГГ детский оздоровительный лагерь ООО " "данные изъяты"" построен по типовому проекту с проектной мощностью на размещение 400 детей.
ДД.ММ.ГГГГ в период с 19 часов 48 минут до 20 часов 8 минут сотрудником Роспотребнадзора в ходе осмотра принадлежащей ООО " "данные изъяты"" территории лагеря, расположенного по адресу: "адрес" при непосредственном обнаружении правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) установлено, что на территории лагеря находятся несовершеннолетние дети, со слов директора, общей численностью 280 человек.
Судья Верховного суда Республики Башкортостан при рассмотрении жалобы директора общества на постановление судьи районного суда не проверил изложенные в ней доводы о допущенных Роспотребнадзором нарушениях требований части 3.3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Как видно из решения, судья Верховного Суда Республики Башкортостана в описательной части решения подробно изложил суть нарушений, допущенных директором ООО " "данные изъяты"" Х*, как это установлено постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ
Факт совершения указанных нарушений судьи посчитали доказанным обращением гражданина в форме электронного документа от 3 июля 2020 г. N, протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра принадлежащей юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, заключением филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес"" в городах Сибай, Кумертау от ДД.ММ.ГГГГ N о проектной мощности ООО " "данные изъяты"" численностью 400 человек, журналами учета термометрии, графиками заездов в лагерь, а также другими материалами дела.
Директор ООО "данные изъяты" Х*, не согласившись с постановлением судьи районного суда, обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой, оспаривая наличие состава правонарушения в ее действиях.
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В нарушение указанных процессуальных требований судья Верховного суда Республики Башкортостан не рассмотрел и не дал оценку ни одному из доводов жалобы заявителя и не проверил дело в полном объеме, лишь голословно сославшись на то, что доводы жалобы об отсутствии в действиях директора ООО " "данные изъяты"" Х* состава административного правонарушения были предметом судебной проверки, им дана надлежащая оценка, что на самом деле не соответствовало действительности.
В решении судьи Верховного Суда Республики Башкортостан, как и в постановлении судьи районного суда отсутствуют какие-либо мотивированные суждения по поводу высказанных заявителем доводов.
В нарушение пункта 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае фактически отсутствует мотивированное решение по делу. Судьей не приведены мотивы принятых им решений, не дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Принимая во внимание, что возможность обжалования судебного акта и его пересмотр в вышестоящей инстанции является одним из неотъемлемых элементов конституционного права на судебную защиту, положения части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяют судье игнорировать или произвольно отклонять доводы жалобы, не приводя фактические и правовые мотивы отказа в их удовлетворении, и, следовательно, выносить соответствующее решение без рассмотрения в полном объеме и оценки приводимых доводов, без указания на конкретные основания, по которым те или иные доводы отвергаются либо принимаются во внимание, а также без ссылок на соответствующие нормы материального и процессуального права.
Таким образом, указанные выше требования закона судьей Верховного Суда Республики Башкортостан не были выполнены, все доводы, в том числе и новые, на которые ссылался заявитель в жалобе на постановление судьи районного суда, аналогичные содержащимся и в рассматриваемой жалобе, проверены не были и не получили какой-либо оценки в судебном решении.
Следовательно, обоснованными являются доводы заявителя, что судом не рассмотрено и не дано надлежащей оценки доводам жалобы об отсутствии в действиях Х* состава правонарушения.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Судьей Верховного Суда Республики Башкортостан допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что на основании пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену решения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2020 г. и направление жалобы на новое рассмотрение, в ходе которого изложенные в жалобе доводы подлежат полному и всестороннему исследованию.
При новом рассмотрении настоящего дела судье следует учесть вышеизложенное и принять по жалобе обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверить доводы поданной жалобы в полном объеме с изложением обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, описанием события административного правонарушения, мотивов принятого решения, указанием на нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, ссылками на доказательства, которые подтверждают установленные обстоятельства дела, в том числе и на представленные стороной защиты.
Иные доводы жалобы кассационным судом не рассматриваются, поскольку данные вопросы будут предметом рассмотрения в ходе нового судебного разбирательства, которое должно быть проведено в полном соответствии с требованиями закона.
постановил:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" Х* удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2020 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" Х* по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение судье Верховного суда Республики Башкортостан.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.