Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу генерального директора публичного акционерного общества "НЕФАЗ" К.В.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2020 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "НЕФАЗ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2020 года, публичное акционерное общество "НЕФАЗ" (далее по тексту - ПАО "НЕФАЗ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ПАО "НЕФАЗ" К.В.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ возлагают на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанности, кроме прочих, выполнять требования санитарного законодательства и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пункт 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
На территории Республики Башкортостан Указом Главы Республики N УГ-111 от 18 марта 2020 года введён режим "Повышенная готовность" в связи с угрозой распространения в республике новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV).
Постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (далее - СП 3.1/3.2.3146-13), устанавливающие требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
Постановлением Главного государственным санитарным врачом Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20) которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории РФ.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора при проведении эпидемиологического расследования в отношении ПАО "НЕФАЗ" выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно: в проходной (служебном помещении, оборудованном для контрольно-пропускной службы, являющемся входом на огражденную территорию завода) не соблюдается социальное дистанцирование между работниками, возле турникетов допускается скопление работников; отсутствует достаточный контроль за измерением температуры тела у входящих на территорию завода работников (термометрия), не у всех работников проводится измерение температуры тела, на емкостях с антисептическим раствором отсутствует информации о наименовании препарата, концентрации действующего вещества, о сроках годности, что является нарушением обязательных требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, пунктов 2.1 и 17.1 СП 3.1/3.2.3146-13; в производственных цехах (N 6, 8, 11, 22, 26) не обеспечен надлежащий контроль за соблюдением правил личной гигиены работниками (в цехах, на рабочих местах отсутствуют антисептики для обработки рук, нарушаются режим и правила ношения медицинских масок работниками), что является нарушением обязательных требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20; не организован контроль за проведением текущей, заключительной уборки производственных помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, текущая и профилактическая дезинфекция проводится с нарушением санитарных правил (нет графиков проведения дезинфекции, вследствие чего установить периодичность обработки не представляется возможным, отсутствуют журналы или иные документы, подтверждающие проведение дезинфекционных мероприятий), что является нарушением обязательных
требований пунктов 4.4, 6.2 и 6.4 СП 3.1.3597-20, пунктов 2.1, 17.1, 17.2 и 17.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13; в столовых N 1, N 2 в порционированном виде салаты, винегреты, гастрономические продукты, другие холодные блюда выставлены для раздачи (реализации) вне охлаждаемого прилавка-витрины, в открытом доступе, что не обеспечивает предотвращение возникновения и распространения инфекционного заболевания; на линии раздачи готовых блюд не соблюдается социальное дистанцирование между работниками не менее 1, 5 метров, также при входе в помещение пищеблока отсутствует достаточный контроль за соблюдением правил личной гигиены работниками (мытьем, обработкой рук), что является нарушением обязательных требований пункта 9.3 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, пункта 5.3 СП 3.1/3.2.3146-13; перевозка работников па работу (и с работы) на транспортных средствах ГУП "Башавтотранс", организованная ПАО "НЕФАЗ", осуществляется без определения маршрутизации, исключающей тесный контакт между пассажирами (работниками ПАО "НЕФАЗ"), что является нарушением обязательных требований пункта 6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", пункта 4.4 СП 3.1.3597-20.
Факт совершения ПАО "НЕФАЗ" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 14 июля 2020 года; протоколами осмотра помещений и находящихся там вещей и документов, составленными в присутствии сотрудников ПАО "НЕФАЗ"; видеозаписями и фотографиями, приобщенными к материалам дела на CD диске, а также другими материалами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан, а также судья Верховного Суда Башкортостан при рассмотрении жалобы на постановление, пришли к обоснованному выводу о виновности ПАО "НЕФАЗ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судьями правильно указано на то, что юридическое лицо - ПАО "НЕФАЗ" имело возможность для соблюдения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, но ПАО "НЕФАЗ" не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры.
Вопреки доводу жалобы, методические рекомендации по своей правовой природе действительно не являются нормативным правовым актом, однако по настоящему делу рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, утвержденных Письмом Роспотребнадзора от 7 апреля 2020 года N 02/6338-2020-15, рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, утвержденных Письмом Роспотребнадзора от 20 апреля 2020 года N 02/7376-2020-24, Методические рекомендации МР 3.1.0178-20 "Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 8 мая 2020 года, разработаны для решения задач, направленных на скорейшее предотвращение распространяющегося с высокой скоростью новой смертельно опасной коронавирусной инфекции COVID-19 от человека к человеку в целях применения в совокупности с установленными Федеральным законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и санитарными правилами требованиями для защиты от новой коронавирусной инфекции.
Их неисполнение отдельно от вышеперечисленных положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, СП 3.1.3597-20, СП 3.1/3.2.3146-13, в вину ПАО "НЕФАЗ" не вменялось.
Деяние ПАО "НЕФАЗ" квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении в отношении ПАО "НЕФАЗ" было рассмотрено всестороннее, полно и объективно, нарушений требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций о доказанности вины ПАО "НЕФАЗ" в совершении вмененного ему административного правонарушения, не установлено.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судебных инстанций, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Несогласие заявителя жалобы с выводами, изложенными в состоявшихся по делу судебных актах, и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ПАО "НЕФАЗ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ПАО "НЕФАЗ" в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2020 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "НЕФАЗ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора публичного акционерного общества "НЕФАЗ" К.В.А. - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.