Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Евдокимовой НА на вступившие в законную силу постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 8 декабря 2020 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 февраля 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Евдокимовой НА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 8 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 февраля 2021 года, индивидуальный предприниматель Евдокимова Н.А. (далее Евдокимова Н.А.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Евдокимова Н.А. не оспаривая установленных по делу обстоятельств совершения правонарушения, просит изменить постановление судьи в части назначенного наказания, заменив административный штраф на предупреждение по приведенным в жалобе доводам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 в соответствие со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, принимают законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Распоряжением Главы Чувашской Республики N 113-рг от 18 марта 2020 года на территории Чувашской Республики введён режим повышенной готовности с 18 марта 2020 года до особого распоряжения в связи с угрозой распространения на территории Чувашской Республики новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьей 8 Закона Чувашской Республики "О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии с пунктом "б" Указа Главы Чувашской Республики N 166 от 20 июня 2020 года "О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики" до особого распоряжения при улучшении санитарно- эпидемиологической обстановки на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, которая не приостановлена в соответствии с настоящим Указом, возложена обязанность по обеспечению под личную ответственность: соблюдения противоэпидемического режима в соответствии с государственными санитарно - эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами и принятие мер в (целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- - 19), соблюдения масочного режима всеми работающими в организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, у индивидуальных предпринимателей, соблюдения дезинфекционного режима.
Как усматривается из материалов дела, 14 октября 2020 года в 10 часов 18 минут на проезжей части автодороги, расположенной возле дома N 24 по ул. Винокурова в г. Новочебоксарске Чувашской Республики индивидуальным предпринимателем Евдокимовой Н.А. допущено нарушение требований пункта 6 Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 166 "О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики", выразившееся в неиспользовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (повязки, маски, респираторы или иные изделия, их заменяющие) работником - водителем Михайловым А.В, состоящим в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем Евдокимовой Н.А, управлявшим транспортным средством " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, при осуществлении пассажирской перевозки по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 101"с" "Чебоксары-Новочебоксарск".
По факту выявленного правонарушения в отношении Евдокимовой Н.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением к административной ответственности.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Евдокимовой Н.А. квалифицировано по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов и не оспаривается заявителем.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Евдокимова Н.А. приняла все необходимые, достаточные и зависящие от неё меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено и судом не установлено.
Срок давности и порядок привлечения Евдокимовой Н.А. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Между тем, с учетом обстоятельств настоящего дела доводы жалобы Евдокимовой Н.А. в части назначенного административного наказания полагаю заслуживающими внимания.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
При рассмотрении данного дела судебными инстанциями не учтено признание вины Евдокимовой Н.А. в ходе производства по делу, раскаяние в содеянном, совершение административное правонарушения впервые, что в силу пункта 1 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, поэтому применение к индивидуальному предпринимателю наказания в виде административного штрафа при наличии альтернативного административного наказания в виде предупреждения, не должно служить инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства, лишения средств к существованию в силу сложившейся обстановки.
Поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, считаю, что имеются основания для изменения назначенного Евдокимовой Н.А. административного наказания путем замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
Данный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года (вопрос N 21).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В связи с чем постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 8 декабря 2020 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 февраля 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Евдокимовой Натальи Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу Евдокимовой НА удовлетворить.
Постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 8 декабря 2020 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 февраля 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Евдокимовой НА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей заменить на предупреждение.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.