Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2021 г. по делу N 16-653/2021-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества "Транснефть - Приволга" Бузлаева Д.Ю. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по Самарской области от 8 октября 2019 года N 381, решение судьи Самарского районного суда г. Самары от 2 декабря 2019 года, решение судьи Самарского областного суда от 13 февраля 2020 года состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Транснефть - Приволга" (далее - АО "Транснефть - Приволга", общество)
установила:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей природной среды по Самарской области от 8 октября 2019 года N 381, оставленным без изменения решением судьи Самарского районного суда г. Самары от 2 декабря 2019 года и решением судьи Самарского областного суда от 13 февраля 2020 года, АО "Транснефть - Приволга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Бузлаев Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, состоявшихся в отношении АО "Транснефть - Приволга", ссылаясь на их незаконность и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в действиях или бездействии, состоящих в несоблюдении экологических требований, в том числе при эксплуатации зданий, сооружений или иных объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В силу подпункта "б" пункта 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению N 5.
Как следует из материалов дела государственным инспектором, ведущим специалистом - экспертом отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Самарской области 2 сентября 2019 года на основании информации поступившей из ООО "Самарские коммунальные системы" установлено, что АО "Транснефть - Приволга" в соответствии с договором на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения) N 1064/07 от 22 августа 2007 года осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС") и согласно предоставленным ООО "СКС" протоколам исследования сточных вод от 7 августа 2019 года N 1142 и от 9 сентября 2019 года N 1313 допустило превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, то есть не были соблюдены экологические требования при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строения.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Транснефть-Приволга" и привлечения общества постановлением должностного лица к административной ответственности на основании вышеуказанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела, подтверждены собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия АО "Транснефть-Приволга верно квалифицированы по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что у общества не имелось возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не представлено.
Законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи районного суда проверены судьей второй инстанции в полном объеме, в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель в обоснование незаконности постановления должностного лица судебных актов указывает на то, что субъектом ответственности, предусмотренной статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общество не является, поскольку осуществляет сброс сточных вод не в окружающую среду, а в техническое сооружение; судебными инстанциями сделан необоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, кроме того в постановлении должностного лица не указано каким образом, когда и кем производился отбор проб сточных вод, присутствовали ли при этом понятые.
Данные доводы жалобы были предметом рассмотрения в суде второй инстанции и обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в судебном акте.
Нормативы водоотведения (сброса) сточных вод на территории г.о. Самара закреплены в Постановлении администрации городского округа Самара N 1366 от 9 декабря 2009 года "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории городского округа Самара".
В соответствии с данными нормативами обществу запрещается осуществлять сброс загрязняющих веществ, не указанных в них.
Довод жалобы о том, что централизованная система водоотведения не относится к объектам охраны окружающей среды, не может повлечь отмену указанных актов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах; нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
Учитывая изложенное, сточные воды относятся к отходам производства и потребления, обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о водоснабжении и водоотведении.
Предотвращение негативного воздействия на окружающую среду или загрязнения окружающей среды, а также охрана окружающей среды состоит в соблюдении нормативных показателей по сточным водам и недопущении превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах при их сбросе в централизованные системы водоотведения, а через них в водные объекты.
Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 525 на основании положений Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее Правила), которые определяют порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод; последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 3 Правил).
Вопреки доводам жалобы заявителя судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что взятие проб сточных вод производилось сотрудниками лаборатории ООО "СКС" с соблюдением положений, предусмотренных Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 года N 525, и условий договора N1064/07 от 22 августа 2007 года заключенного на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (услуги водоотведения), при составлении протокола исследования образцов сточных вод нарушений не допущено.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции, они не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие законного представителя общества с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, предусмотренных санкцией ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы и дополнений к ней не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, постановила:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей природной среды по Самарской области от 8 октября 2019 года N 381, решение судьи Самарского районного суда г. Самары от 2 декабря 2019 года, решение судьи Самарского областного суда от 13 февраля 2020 года состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Транснефть - Приволга", оставить без изменения, жалобу, генерального директора акционерного общества "Транснефть - Приволга" Бузлаева Д.Ю. - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.