Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Сказочкина В.Н, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу представителя Юсуповой Д.Ш. по доверенности Адиатуллина Р.Ф. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24августа 2020 года по административному делу N 2а-2346/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Кировского района городского округа города Уфы Республики Башкортостан, главе администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Нурдавлятову И.М, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N.
Заслушав доклад председательствующего Карякина Е.А, объяснения посредством видеоконференц-связи представителя Юсуповой Д.Ш. по доверенности АдиатуллинаР.Ф. в поддержку кассационной жалобы, объяснения представителя администрации Кировского района городского округа города Уфы Республики Башкортостан и администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан по доверенности ГафуровойС.К, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юсупова Д.Ш. (далее также - административный истец) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации Кировского района городского округа города Уфы Республики Башкортостан, главе администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Нурдавлятову И.М, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В обоснование административного искового заявления указано, Юсупова Д.Ш. в составе семьи из трех человек, включая себя, супруга и дочь, совместно с отцом Юсуповым Ш.И. и семьей сводного брата ЮсуповаМ.Ш, Юсупова П.М, Юсуповой Л.М. зарегистрированы в жилом доме площадью 61, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
В связи с обеспеченностью общей площади жилого помещения на одного члена семьи в размере 8 кв.м, что менее учетной нормы в размере 12кв.м на человека, распоряжением администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N Юсупова Д.Ш. в составе семьи из трех человек включены в состав участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Решением Государственного Комитета Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N семья Юсуповой Д.Ш. признана участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении ребенка.
Распоряжением администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N семья Юсуповой Д.Ш. исключена из числа участников вышеозначенного мероприятия в связи с изменением жилищных условий, в результате которых отпали основания для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
По мнению административного истца, наличие дополнительной жилой площади у совместно зарегистрированных с ней граждан не должно учитываться для определения нуждаемости семьи Юсуповой Д.Ш, поскольку наличие регистрации в одном жилом помещении не означает наличия между ними семейных отношений несмотря на родственные связи, семья Юсуповой Д.Ш. имеет свои источники доходы, отдельный бюджет, ведет раздельное хозяйство. Последние три года семья Юсуповой Д.Ш. арендует жилое помещение по адресу: "адрес".
Полагая свои права нарушенными, административный истец просила суд: признать незаконным распоряжение администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения Юсуповой Д.Ш. из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в Республике Башкортостан; обязать администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан восстановить Юсупову Д.Ш. в составе семьи из трех человек в очереди числа участников вышеозначенного основного мероприятия.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 1 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24августа 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Юсуповой Д.Ш. отказано.
В кассационной жалобе, поданной путем почтового отправления 25декабря 2020года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Юсуповой Д.Ш. по доверенности Адиатуллин Р.Ф, приводя доводы, ранее изложенные в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с неправильным применением судам норм материального права, нарушением норм процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы указано, что суды первой и апелляционной инстанций допустили отождествление понятия "члены семьи", данного в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и понятия "члены молодой семьи", установленного Порядком предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации" обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в Республике Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 686 "Об утверждении государственной программы "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" (далее - Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям).
Ссылаясь на положения Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям автор жалобы указывает, что означенный специальный нормативный правовой акт, в отличие от статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи.
По мнению подателя жалобы, судами сделан неверный вывод о том, что к членам молодой семьи Юсуповой Д.Ш. относятся ее отец Юсупов Ш.И. и сводный брат Юсупов М.Ш, проигнорированы документы, подтверждающие их раздельное проживание и отсутствие ведения ими совместного хозяйства. Жилые помещения Юсупова Ш.И. площадью 49, 6 кв.м и Юсупова М.Ш. площадью 216, 6 кв.м не подлежат учету при определении нуждаемости семьи административного истца, поскольку они не являются участниками подпрограммы и не относятся к членам молодой семьи Юсуповой Д.Ш.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, ДД.ММ.ГГГГ Юсупова Д.Ш. обратилась к главе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о включении в состав участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" молодой семьи в составе: Юсуповой Д.Ш, ее супруга Лемдясова А.В, ребенка Лемдясова К.А, проживающих по адресу: "адрес".
К заявлению приложила: справку МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа Республики Башкортостан Кировский район отделение "Уфа-центр" от 26июля 2018 года о регистрации адресу: "адрес": ЮсуповойД.Ш, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Юсупова И.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - отца, Юсупова М.Ш, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - брата, ЮсуповаП.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - племянника, Юсуповой Л.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - племянницы, Лемдясовой К.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочери; справку ООО ЕРКЦ ГО г. Уфа Республики Башкортостан Кировский район отделение N 9 "Южное" от 20 июля 2018 года, выданную Лемдясову А.В, о регистрации по адресу: "адрес": Лемдясова А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лемдясовой Т.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения-матери, Гусевой О.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения- сестры, Ситникова А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Спицыной С.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - племянницы, Лемдясова А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - сына; свидетельство о государственной регистрации права Юсупова Ш.И. на жилое помещение общей площадью 61, 9 кв.м, по адресу: "адрес"; свидетельство о государственной регистрации права, согласно которому ФИО19 является правообладателем 1/4 доли жилого помещения общей площадью 64, 90 кв.м, по адресу: "адрес"; справку о состоянии вклада Юсуповой Д.Ш. в ПАО Сбербанк России; справку о доходах Лемдясова А.В, копию трудовой книжки Юсуповой Д.Ш, копии паспортов Юсуповой Д.Ш, Лемдясова А.В, копию свидетельства о рождении Лемдясовой К.А, копию свидетельства о заключении брака и другие.
Распоряжением администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N молодая семья Юсуповой Д.Ш. с составом семьи из трех человек (она, супруг, дочь) признана нуждающейся в жилых помещениях, имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты, этим же распоряжением молодая семья признана участником основного мероприятия.
29 августа 2018 года первым заместителем главы администрации Котовым О.А. в адрес Юсуповой Д.Ш. направлено уведомление о включении семьи в состав участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Распоряжением администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N молодая семья Юсуповой Д.Ш. исключена из состава участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с изменением жилищных условий, в результате которых отпали основания для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, за исключением изменения жилищных условий в результате приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома с использованием жилищного кредита, в том числе ипотечного или жилищного займа при наличии остатка задолженности поданному кредиту (займу). 19 декабря 2019 года указанная информация доведена до сведения Юсуповой Д.Ш.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости членами семьи Юсуповой Д.Ш. приобретены жилые помещения: за Юсуповым Ш.И. 18 ноября 2019 года зарегистрировано право собственности на жилой дом 49, 6 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".; за Юсуповым М.Ш, Юсуповым П.М, Юсуповой Л.М. 29июля 2019 года зарегистрировано право собственности на жилой дом 216, 6 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составила (61, 9 кв.м + 49, 60 кв.м +216, 60 кв.м) : 7 чел. = 46, 87 кв.м.
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, принимая во внимание учетную норму жилой площади на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденную решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года N 12/22, и основываясь на положениях Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, подпункта 1 пункта 2 статьи 51, частей 1 и 2 статьи 31, частей 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в части исключения Юсуповой Д.Ш. из числа участников основного мероприятия.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции установил, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека семьи Юсуповой Д.Ш, с учетом площади недвижимого имущества ее отца Юсупова Ш.И. и брата Юсупова М.Ш, составила 46, 87 кв.м.
Суд апелляционной инстанции, основываясь на положениях части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и отвергая доводы апелляционной жалобы, правильно указал на необходимость учета суммарной площади всех принадлежащих членам семьи Юсуповой Д.Ш. жилых помещений, вне зависимости от их участия в подпрограмме. Признал несостоятельными доводы о проживании семьи административного истца на съёмной квартире в городе Сочи, наличие своих источников доходов, отдельного бюджета и раздельного хозяйства с Юсуповым Ш.И. и Юсуповым М.Ш, поскольку Юсупова Д.Ш. зарегистрирована в жилом доме по адресу: "адрес". Доказательств о том, что Юсупова Д.Ш. вселена в означенное жилое помещение его собственником не как член семьи, не представлено, при этом сделан вывод, что совместное или раздельное ведение бюджета правового значения не имеет.
Данные выводы, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, действовавшая до 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Как указано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, с 1 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Указанная государственная программа состоит из основных мероприятий, в том числе, основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" со сроком реализации 2018 - 2025 годы.
Как следует из основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей", целью указанного основного мероприятия является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства устанавливаются Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 названного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решением Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании установлена в размере 12 кв.м общей площади на одного человека.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Судебная коллегия полагает, что вопреки утверждениям автора кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а судебные акты приняты в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, поскольку для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий орган местного самоуправления должен определить уровень обеспеченности жилым помещением молодой семьи по тем основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На момент рассмотрения заявления Юсуповой Д.Ш. ее семья была зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности отцу административного истца, суды правильно исходили из того, что Юсупова Д.Ш, Лемдясов А.В, Лемдясова К.А. были вселены в качестве членов семьи Юсупова Ш.И. и имеют право пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями, общая суммарная площадь которых изменилась в связи с приобретением Юсуповым Ш.И. жилого дома площадью 49, 6 кв.м (49, 6+61, 9):7 =15, 9 кв.м, что выше учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Содержание кассационной жалобы аналогично позиции подателя жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводов судов, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Юсуповой Д.Ш. по доверенности Адиатуллина Р.Ф. безудовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 19 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.