Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2020 года по административному делу N 2а-98/2020 по административному исковому заявлению Мансурова Х.Х. об оспаривании решений Совета муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о включении муниципального имущества в план (программу) приватизации от 26 июня 2019 года N и проведении торгов по продаже данного имущества.
Заслушав доклад судьи Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
вступившим в законную силу решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 5 апреля 2019 года по гражданскому делу N 2-224/2019 признано право муниципальной собственности администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) на бесхозяйный объект недвижимости - нежилое здание кафе-кемпинга общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее - здание кафе-кемпинга).
Решением Совета муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан от 26 июня 2019 года N "О внесении изменений и дополнение в решение Совета муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан от 7 декабря 2018 года N "Об утверждении прогнозного плана муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на 2019 год" здание кафе-кемпинга включено в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на 2019 год (далее - решение от 26 июня 2019 года, л.д. 29), организованы торги по его продаже в электронной форме (л.д. 24-28).
Мансуров Х.Х. полагая, что является правообладателем здания кафе-кемпинга, оспорил вышеуказанные решения органа местного самоуправления в судебном порядке.
Решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 2 июня 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 29 декабря 2020 года, Мансуров Х.Х. выражает несогласие с состоявшимися судебными постановлениями, ссылаясь на отсутствие у административного ответчика полномочий по распоряжению зданием кафе-кемпинга, при этом заявляя о своих правах на указанный объект недвижимости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
Отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции пришли к выводу о законности принятых органом местного самоуправления решений, исходя из того, что Администрация является собственником здания кафе-кемпинга, что следует из решения Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 5 апреля 2019 года по гражданскому делу N 2-224/2019 (л.д. 231).
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Из материалов дела следует, что Мансуров Х.Х. оспорил вышеназванные решения органа местного самоуправления в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении административного дела, установлены в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Названное правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного Кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты, без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Исходя из вышеназванного правового регулирования, суд обязан проверить полномочия административного ответчика по принятию оспариваемых решений, выяснить порядок и основания принятия таких решений, а также установить, соответствует ли содержание оспариваемых решений нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Вместе с тем, обжалуемые судебные акты не содержат выводов об установлении вышеназванных обстоятельств, что свидетельствует о несоблюдении судами требований, установленных в пунктах 3, 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Давая оценку правомерности решения от 26 июня 2019 года, суд первой инстанции в мотивировочной части судебного акта ограничился перечислением нормативных правовых актов, указанных в водной части принятого решения, что противоречит требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах судебные постановления подлежат отмене, как вынесенные с нарушением норм процессуального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. При новом рассмотрении административного дела суду следует установить вышеуказанные обстоятельства и дать им оценку в соответствии с требованиями закона.
Кроме того, из общедоступного источника информации - сайта Верховного Суда Республики Башкортостан в информационно-коммуникационной сети Интернет усматриваются сведения об отмене решения Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 5 апреля 2019 года по гражданскому делу N 2-224/2019, которым признано право муниципальной собственности на здание кафе-кемпинга (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 февраля 2021 года), что также подлежит установлению и оценке при новом рассмотрении административного дела.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2020 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.