Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Алексеева Д.В. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу П.С.А. на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 10 декабря 2020 года по административному делу N 2а-339/2020 по административному исковому заявлению П.С.А. к Совету депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить нарушения закона.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.С.А. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением с вышеназванными требованиями, в обоснование которых указал, что ДД.ММ.ГГГГ был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района Оренбургской области. В целях участия в этом конкурсе административный истец представил в конкурсную комиссию необходимый пакет документов, после чего был допущен к участию в конкурсе и приглашен на ДД.ММ.ГГГГ на собеседование. ДД.ММ.ГГГГ в конкурсную комиссию П.С.А. переданы предвыборная программа и письменное заявление о рассмотрении представленных им материалов и программы в его отсутствие. ДД.ММ.ГГГГ конкурсная комиссия уведомила его письменно об отсутствии намерения представлять его кандидатуру на заседании Совета депутатов муниципального образования Пономаревский район для избрания на должность главы района.
Полагая, что решение комиссии является неправомерным и необоснованным, принятым без учета характеризующих административного истца сведений и данных о его личности, П.С.А. обратился в суд и с учетом уточнения просил обязать конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области по результатам конкурса от ДД.ММ.ГГГГ предложить кандидатуру П.С.А. в Совет депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области для избрания нового главы Пономаревского района; отменить решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Пономаревский район от ДД.ММ.ГГГГ; отменить решение Совета депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ об избрании главы Пономаревского района Оренбургской области.
Решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 10 сентября 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 10 декабря 2020 года без изменения, в удовлетворении вышеуказанных административных исковых требований П.С.А. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 12 января 2021 года, административный истец П.С.А. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принятии нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме. В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор повторяет содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, указывает о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций о правомерности оспариваемых им решений.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, решением Совета депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района, дата проведения конкурса назначена на 10.00 часов ДД.ММ.ГГГГ. Прием документов для участия в конкурсе - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Совета депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в решение Совета депутатов Пономаревского района от ДД.ММ.ГГГГ N "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района" назначена новая дата проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района - ДД.ММ.ГГГГ.
Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список кандидатов для участия в конкурсе.
Из протокола проведения заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Пономаревский район от ДД.ММ.ГГГГ следует, что к участию в конкурсе допущены: П.С.А, Б.Т.Ф, Л.Н.Н, А.А.П, П.А.М, Ф.А.П, П.В.В, М.В.Е, Б.А.Н, С.Ю.А, Д.А.Р, Ч.Д.А.
ДД.ММ.ГГГГ в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области Совета депутатов МО Пономаревский район Оренбургской области от П.С.А. поступили программа кандидата на должность главы и заявление о рассмотрении представленных им материалов на должность главы в его отсутствие. Ходатайство об обеспечении ему иной формы участия в конкурсе не заявлял.
Из протокола заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что члены комиссии были ознакомлены с программой развития, представленной кандидатом П.С.А. По итогам голосования по каждой кандидатуре, в том числе по кандидатуре П.В.А, большинством голосов принято решение представить в Совет депутатов в качестве кандидатов на должность главы муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области 2 кандидатуры: Ф.А.П. и Б.А.Н.
Решением Совета депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N главой Пономаревского района Оренбургской области по результатам открытого голосования избран Ф.А.П.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района осуществляла свою деятельность в рамках Положения о порядке проведения конкурса, оценила все кандидатуры на должность главы из числа граждан, представивших документы для участия в конкурсе по правилам, установленным Положением о порядке проведения конкурса, нарушений прав административного истца при проведении процедуры выборов главы района не допущено, а также из того, что право самостоятельно давать оценку кандидатам на должность главы Пономаревского района и определять их количество для представления в Совет депутатов, относится исключительно к полномочиям конкурсной комиссии.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу подлежащей отклонению по следующим причинам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации (пункт 1 части 2).
Согласно части 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Согласно статьям 22, 23 устава муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области представительным органом местного самоуправления Пономаревского района является Совет депутатов Пономаревского района. Совет принимает решения, действующие на всей территории района. К полномочиям Совета депутатов Пономаревского района относится, в том числе, избрание главы Пономаревского района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;
установление порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района; установление общего числа конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района; назначение половины членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района и др.
Решением Совета депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района и избрании главы Пономаревского района (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3.1 Положения решение о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района принимается на заседании Совета депутатов муниципального образования.
Решение конкурсной комиссии по итогам конкурса принимается путем открытого голосования в отсутствии кандидатов и иных лиц, не являющихся членами комиссии. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии объявляется кандидатам, принявшим участие в конкурсе (пункт 6.7 Положения).
Руководствуясь названным правовым регулированием, установив, что конкурсной комиссией порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Пономаревского района и избрании главы Пономаревского района был соблюден, а решение о выдвижении кандидатов принято большинством голосов, суды обоснованно констатировали, что правовые условия, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для принятия решения об удовлетворении административного иска П.С.А. отсутствуют.
Выводы судов вытекают из правильно установленных юридически значимых обстоятельств и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на их переоценку вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отклонению по вышеприведенным основаниям.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.