Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара Казанцева М.В, кассационную жалобу представителя Думы городского округа Самара Плотникова А.Ю. на решение Самарского областного суда от 2 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 октября 2020 года по административному делу N 3а-962/2020 по административному исковому заявлению Асатрян ФИО8 к Думе городского округа Самара о признании недействующими в части положений генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара".
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, заключение старшего прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 утвержден Генеральный план городского округа Самары (далее также -генеральный план), означенное решение официально опубликовано в издании "Самарская Газета" N 59 (3852) 3 апреля 2008 года (карты и схемы), N 64 (3857) 10 апреля 2008 года. Решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181, официально опубликованным в издании "Самарская Газета" 18 февраля 2012 года в генеральный план внесены изменения.
Асатрян А.А. (далее - административный истец) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Думе городского округа Самара (далее - административный ответчик), считая свои права нарушенными, просила суд: признать недействующим Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539 в части установления на схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником означенного земельного участка, часть которого находится в границах красных линий. Установление красных линий нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает ее возможности использовать земельный участок в соответствии с видом его разрешённого использования "для индивидуального жилищного строительства".
Решением Самарского областного суда от 2 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 октября 2020 года, административное исковое заявление Асатрян А.А. удовлетворено, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В кассационных жалобах, поданных почтовыми отправлениями через суд первой инстанции 14 января 2021 года и 2 февраля 2021 года в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, соответственно представитель Департамента градостроительства городского округа Самара по доверенности Казанцев М.В, представитель Думы городского округа Самара по доверенности Плотников А.Ю, выражая несогласие с выводами судов, просят отменить постановленные по делу судебные акты ввиду несоответствия выводов судов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалоб указано, что красные линии, обозначающие в данном случае границы фактически существующей улицы, не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности.
В кассационной жалобе Думы городского округа Самара дополнительно обращено внимание на то, что судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка тому, что наличие красных линий на спорной территории, предусмотрено как действующим Генеральным планом, так и ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
Автор жалобы отмечает, что границы спорного земельного участка в установленном законом порядке могут быть уточнены административным истцом с учетом красных линий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что Асатрян А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" жилого дома, расположенного на указанном земельном участке.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара часть земельного участка с кадастровым номером N расположена в границах красных линий в соответствии со Схемой N5 "Схема границ зон инженерной транспортной инфраструктуры", являющейся частью Генерального плана согласно решению Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара".
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности административного иска Асатрян А.А, поскольку определенные генеральным планом красные линии нанесены в нарушение требований статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что препятствует Асатрян А.А. в использовании земельного участка.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным ответчиком вопреки положениям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказана законность включения им в генеральный план схемы N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", с отображением красных линий на основании оспариваемого решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181, на которой отображены красные линии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит верными выводы судов о том, что правовые нормы, действовавшие в период внесения изменений в генеральный план решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181, не предусматривали отображения в генеральном плане красных линий застройки.
Такое правовое регулирование сохранено и в нормах статей 23, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату вынесения судом решения.
Согласно пункту 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует вывод, что отображение на картах (схемах) генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть вопреки доводам подателей жалоб нанесенные на схему генерального плана красные линии не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Следовательно, является верным вывод судов о том, что градостроительным законодательством, действовавшим в 2012 году, допускалась возможность нанесения на карты генерального плана красных линий только при их детальной разработке в соответствующих документах.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года N 283-ФЗ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Таким образом, действующее правовое регулирование также не предусматривает отображения в генеральном плане красных линий.
Утверждение подателей жалобы о том, что границы спорного земельного участка в установленном законом порядке могут быть уточнены с учетом красных линий, не имеет определяющего значения для дела.
Содержание кассационных жалоб повторяет доводы апелляционных жалоб, аналогично позиции подателей жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского областного суда от 2 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 октября 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы заместителя руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара Казанцева М.В, представителя Думы городского округа Самара Плотникова А.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 1 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.