Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Д.В. Алексеева и И.И. Фахрутдинова, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дмитриева И.В. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2020 года по административному делу N 2а-1172/2020 по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан к Дмитриеву И.В. об установлении административного надзора.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Р.Г. Габдуллина, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее - административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Дмитриева И.В. (далее - административный ответчик).
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Дмитриев И.В. осужден по приговору Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по пункту "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к "данные изъяты" лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В действиях осужденного по данному приговору установлено наличие опасного рецидива преступлений, преступление отнесено к категории тяжких. Дмитриев И.В. подлежал освобождению из мест лишения свободы 27 декабря 2020 года в связи с отбытием срока наказания.
Учитывая тяжесть совершенного преступления и высокую вероятность повторного совершения новых преступлений Дмитриевым И.В, административный истец просил установить административный надзор на срок погашения судимости и административные ограничения в виде:
1) запрета пребывания вне избранного места жительства в период с 22.00 часов до 07.00 часов;
2) запрета выезда за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел;
3) обязания Дмитриева И.В. являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства четыре раза в месяц.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 20 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2020 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. В отношении Дмитриева И.В. установлены административный надзор на срок восемь лет и административные ограничения: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 часов до 07.00 часов, если это не связано с осуществлением им трудовой деятельности; запрет выезда за пределы городского округа "адрес" без разрешения органов внутренних дел. На Дмитриева И.В. возложена обязанность являться два раза в месяц в орган внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ и поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, Дмитриев И.В. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций. В обоснование доводов кассационной жалобы административный ответчик указывает, что состоявшиеся по делу судебные акты вынесены необъективно, с существенным нарушением норм процессуального права. По мнению административного ответчика, суд необоснованно назначил ему двойной административный надзор, поскольку решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года в отношении него установлен административный надзор на 3 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить в силе состоявшиеся по делу судебные акты.
Иные участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела, Дмитриев И.В. осужден по приговору Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по пункту "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к "данные изъяты" месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания исчислен с 28 июня 2019 года, окончание срока отбытия наказания - 27 декабря 2020 года.
Совершенное Дмитриевым И.В. преступление по приговору Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ отнесено к категории тяжких.
В соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Разрешая заявленные требования и устанавливая в отношении Дмитриева И.В. административный надзор на срок восемь лет, подлежащий исчислению со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, суды исходили из того, что административный ответчик является совершеннолетним лицом, гражданином Российской Федерации, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, и пришли к правильному выводу о наличии оснований для установления в отношении него административного надзора для предупреждения совершения им преступлений и правонарушений.
Судебная коллегия находит данные выводы судов основанными на нормах действующего законодательства и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, согласно статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В статье 4 Федерального закона N 64-ФЗ установлены конкретные виды административных ограничений.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (пункт 1 части 2 статьи 4 указанного Федерального закона N 64-ФЗ).
Таким образом, установление административного надзора направлено на предупреждение совершения Дмитриевым И.В. новых преступлений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, что отвечает задачам административного надзора (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
Срок административного надзора и виды административных ограничений были определены судом с учетом данных о личности Дмитриева И.В, характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений, его поведения за весь период отбывания наказания, а также иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Срок установленного административного надзора соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд необоснованно назначил ему двойной административный надзор, поскольку решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года в отношении него установлен административный надзор на 3 года, подлежат отклонению.
Пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор прекращается в случае осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направлению его к месту отбывания наказания. Таким образом, ранее установленный административный надзор был прекращен.
Позиция административного ответчика, изложенная в кассационной жалобе, направлена на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, при этом не содержит в себе доводов, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций и в связи с этим могли повлиять на обоснованность и законность обжалуемых судебных постановлений.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дмитриева И.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 5 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.