Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела кассационную жалобу ФИО1 на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан
от 18 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
от 7 сентября 2020 года по административному делу N 2а-584/2020 по административному иску Юсуповой Л.Р. к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) об оспаривании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юсупова Л.Р. состоит в браке с Юсуповым И.С. (л.д. 12), супруги имеют двух детей - ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14) и ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 13).
27 января 2014 года Юсуповой Л.Р. заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома, предметом которого является строительство квартиры по адресу: "адрес" (далее - квартира), стоимость которой составляет "данные изъяты" рублей (л.д. 15-22).
В целях инвестирования строительства квартиры 27 января 2014 года между Юсуповой Л.Р. и ОАО "Сбербанк России" (в настоящее время ПАО "Сбербанк России") заключен кредитный договор N на сумму
"данные изъяты" рублей, с процентной ставкой "данные изъяты" % годовых (л.д. 23-30).
23 января 2015 года зарегистрировано право собственности Юсуповой Л.Р. на квартиру с установлением ограничения права - ипотеки в силу
закона (л.д. 32).
В целях погашения задолженности по вышеуказанному кредитному договору, 23 августа 2019 года между Юсуповой Л.Р. и Банком ВТБ (ПАО) заключен кредитный договор N на сумму "данные изъяты" рублей, с процентной ставкой "данные изъяты" % годовых (пункт 11 данного договора, л.д. 36-43).
23 августа 2019 года Юсупова Л.Р. погасила оставшуюся задолженность перед ПАО "Сбербанк России" в размере "данные изъяты" за счет средств, полученных по кредитному договору 23 августа 2019 года, заключенному с Банком ВТБ (ПАО) (л.д. 44).
По состоянию на 28 января 2020 года задолженность по кредитному договору от 23 августа 2019 года перед Банком ВТБ (ПАО) составила "данные изъяты" (л.д. 45).
8 ноября 2019 года Юсупова Л.Р. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении социальной выплаты для компенсации части стоимости приобретенной квартиры (л.д. 47).
В комиссионном решении от 3 декабря 2019 года N 12 Администрация отказала Юсуповой Л.Р. в предоставлении социальной выплаты в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка, при этом руководствуясь подпунктом "а"
пункта 27 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 686
"Об утверждении государственной программы "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан".
Кроме того, комиссия пришла к выводу о том, что вышеприведенным Порядком не предусмотрена возможность получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита (далее -решение от 3 декабря 2019 года, л.д. 48, 49).
Выражая несогласие с указанным отказом, Юсупова Л.Р. оспорила его в судебном порядке.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 июня 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики
от 7 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 5 февраля 2021 года, Юсупова Л.Р. просила судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В целях оказания государственной поддержки молодым семьям, постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 31 декабря 2014 года N 686 "Об утверждении государственной программы "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" утвержден Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка социальная выплата (дополнительная социальная выплата) предоставляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в форме погашения невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящихся жилого помещения или индивидуального жилого дома либо основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - договор об улучшении жилищных условий).
Социальная выплата (дополнительная социальная выплата) предоставляется молодой семье на погашение основной суммы долга и уплату процентов по договору об улучшении жилищных условий, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному договору.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям:
а) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий;
б) имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей);
в) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет;
г) ребенок (дети) в такой семье рожден (рождены) (усыновлен (усыновлены)) до 31 декабря 2015 года включительно.
Основания для отказа молодой семье в получении социальной выплаты перечислена в пункте 2.7 Порядка, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 2.1 Порядка (подпункт "а" пункта 2.7 Порядка).
Отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции исходили из того, что на момент рождения второго ребенка Юсуповой К.И. - 5 августа 2015 года у административного истца отсутствовала задолженность по кредитному договору, направленному на улучшение жилищных условий, в связи с чем административный ответчик обоснованно отказал Юсуповой Л.Р. в предоставлении социальной выплаты.
С такими выводами нельзя согласиться в силу следующего.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 приведенного выше Кодекса).
Правительство Республики Башкортостан, определяя условия предоставления названной социальной выплаты, в подпункте "б" пункта 2.1 Порядка установило требования, которым должна отвечать молодая семья, имеющая право на получение такой выплаты, одним из которых является наличие непогашенного остатка по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей).
С учетом приведенных норм для решения вопроса о праве молодой семьи Юсуповых на получение социальной выплаты правовое значение имеет установление факта непогашенного именно на момент рождения второго ребенка остатка по кредитному договору, денежные средства по которому использовались для приобретения жилья.
Иное толкование подпункта "б" пункта 2.1 Порядка не соответствует назначению этой меры поддержки, поименованной социальной выплатой при рождении (усыновлении) ребенка (детей).
Из материалов дела видно, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (день рождения второго ребенка в семье административного истца) у Юсуповой Л.Р. имелась задолженность по кредитному договору, заключенному
27 января 2014 года с ПАО "Сбербанк России", которая по состоянию на
23 августа 2019 года составляла "данные изъяты" (л.д. 44).
При таком положении у административного ответчика отсутствовали правовые основания для вывода о несоответствии семьи Юсуповых требованиям, предъявляемым к молодой семье, имеющей право на получение социальной выплаты при рождении второго ребенка.
Ссылка административного ответчика в оспариваемом решении комиссии на погашение 23 августа 2019 года задолженности по указанному кредитному договору за счет кредитных средств, полученных административным истцом по кредитному договору, заключенному с Банком ВТБ (ПАО), правового значения по настоящему делу не имеет.
Таким образом выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, основаны не неправильном применении норм материального права, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики
от 7 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан об отказе Юсуповой Л.Р. в получении социальной выплаты от 3 декабря 2019 года N 12.
Обязать Администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление Юсуповой Л.Р.
от 8 ноября 2019 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.