Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хамар-ял" (далее - ООО "Хамар-ял") на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2020 года по административному делу N 3а-155/2020 по административному исковому заявлению ООО "Хамар-ял" о признании недействующими положений части 2 статьи 24.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22
"Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного истца Харитонова В.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей административного ответчика Ванямова В.Н, заинтересованного лица Егоровой Т.М, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
8 июля 2003 года Государственным Советом Чувашской Республики принят и 23 июля 2003 года подписан Президентом Чувашской Республики Закон Чувашской Республики N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (далее - Закон Чувашской Республики Об административных правонарушениях), первоначальный текст которого опубликован в изданиях: "Республика", 2003, N 30, "Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики", 2003, N 55, "Собрание законодательства Чувашской Республики", 2003, N 8.
В соответствии с частью 2 статьи 24.1 Закона Чувашской Республики Об административных правонарушениях допущение нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях и пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Усматривая отнесение вопросов установления административной ответственности за несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей к ведению Российской Федерации, ООО "Хамар-ял" оспорило вышеприведенные положения Закона Чувашской Республики об административных правонарушениях в судебном порядке.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 13 февраля 2021 года, ООО "Хамар-ял", просит судебные акты отменить, приводя доводы, аналогичные административному иску, указывая, что установление административной ответственности за причинение вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей относится к компетенции федерального законодателя, а не субъекта Российской Федерации. При этом ссылается на необходимость применения части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает административную ответственность родителей за нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судебными инстанциями не допущены.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1).
Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона
от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Названным Кодексом к ведению Российской Федерации отнесены вопросы установления административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных актами указанных публично-правовых образований, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (подпункт 1 пункта 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из системного анализа приведенных федеральных норм следует, что субъект Российской Федерации вправе установить административную ответственность за нарушение строго определенных правил и норм путем указания в диспозиции статьи об административном правонарушении конкретных, противоправных действий, исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с признаками объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон N 124-ФЗ), который образует законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации наряду с соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка (статьи 2 и 3).
Определяя меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, данный Федеральный закон предусматривает, в частности, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей (абзацы первый и второй пункта 3 статьи 14.1 Закона N 124-ФЗ).
Во исполнение вышеназванного правового регулирования принят Закон Чувашской Республики от 24 июля 2009 года N 43 "О некоторых мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие" (далее - Закон Чувашской Республики от 24 июля 2009 года N 43), который устанавливает меры по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 5 данного Закона не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
При этом статьей 9 Закон Чувашской Республики от 24 июля 2009 года N 43 предусмотрено, что за несоблюдение установленных настоящим Законом требований юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность в соответствии с Закона Чувашской Республики об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что оспариваемые положения
части 2 статьи 24.1 Закона Чувашской Республики об административных правонарушениях обеспечивают защиту несовершеннолетних от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в связи с чем пришли к правильному выводу о том, что данная норма принята законодателем в пределах полномочий и законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 ноября 2019 года N 3013-О.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, положения части 2 статьи 24.1 Закона Чувашской Республики об административных правонарушениях не противоречат требованиям части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, поскольку субъектный состав названных статей является различным.
Кроме того, из содержания кассационной жалобы усматривается, что административный истец выражает несогласие с обстоятельствами привлечения директора ООО "Хамар-ял" ФИО10 к административной ответственности на основании постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 24.1 Закона Чувашской Республики об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-38).
Вместе с тем, законность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении не подлежит проверке в рамках рассмотрения настоящего административного дела.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Чувашской республики от 9 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хамар-ял" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
25 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.