Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Непопалова Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Курашевой Нины Игоревны на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-2039/2020 по иску Курашевой Нины Игоревны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, возражения представителя ответчика по доверенности Митусовой О.Г, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Курашева Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное), в котором просила обязать ответчика включить в страховой стаж период прохождения службы с 23 января 1984 года по 26 мая 1992 года на территории Эстонской республики в Вооруженных Силах бывшего СССР и произвести перерасчет пенсии с учетом включенного периода, с даты первоначального обращения. В обоснование иска указано, что в апреле 2019 года истец обратилась в пенсионный орган по вопросу предварительного расчета пенсии по старости по нормам Договора между РФ и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года. Решением пенсионного органа от 13 февраля 2020 года в пенсионный стаж истца не был засчитан период службы с 23 января 1984 года по 26 мая 1992 года на территории Эстонской ССР и Эстонской Республики. Указанное решение считает незаконным, поскольку в спорный период истец проходила службу на территории Эстонской Республики, но в вооруженных силах СССР.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 июня 2020 года в исковых требованиях Курашевой Нины Игоревны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 сентября 2020 года решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 июня 2020 года, оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Курашевой Н.И, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель ответчика по доверенности Митусова О.Г. в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы, просила отказать.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения представителя ответчика по доверенности Митусовой О.Г, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Курашева Н.И. 24 января 1984 года была уволена из воинской части 75222, находящейся на территории Эстонской ССР. В период с 23 января 1984 года по 26 мая 1992 года проходила службу в вооруженных силах СССР. Призывной комиссией при Кохтла-Ярвеском объединенном военном комиссариате Эстонской ССР направлена в часть 23 января 1984 года и 26 мая 1992 года уволена (демобилизована) в запас и направлена и Кохтла-Ярвеский ОБВК Эстонской Республики.
Указанные обстоятельства подтверждаются военным билетом и не оспариваются истцом.
В соответствии с порядком, предусмотренным соглашением, ответчик направил в департамент социального страхования Эстонской Республики формуляр об обращении Курашевой Н.И. за назначением пенсии и о пенсионном стаже с указанием периодов ее трудовой деятельности, включаемой в пенсионный стаж по законодательству РФ, для решения вопроса о назначении истцу пенсии по законодательству Эстонской Республики.
Согласно полученному от департамента социального страхования Эстонской Республики ответу от 24 октября 2019 года N15-3/169055-2 (формуляр о пенсионном стаже и формуляр-уведомление об установлении пенсии), трудовой стаж Курашевой Н.И. на территории Эстонской Республики составил 5 лет 10 месяцев 22 дня. При этом период прохождения военной службы с 23 января 1984 года по 26 мая 1992 года на территории Эстонской Республики не был засчитан в пенсионный стаж, поскольку в соответствии с Законом о пенсионном страховании Эстонской Республики период прохождения военной службы у женщин не является пенсионным стажем.
Таким образом, во включении в пенсионно-страховой стаж истца периода прохождения военной службы с 23 января 1984 года по 26 мая 1992 года департаментом социального страхования Эстонской Республики было отказано.
Истец формуляр о пенсионном стаже и формуляр-уведомление об установлении пенсии, оформленные департаментом социального страхования Эстонской Республики, в суд не представила, пояснив, что названные выше решения компетентного органа Эстонской Республики ею не оспаривались.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик при предварительном расчете пенсии обоснованно отказал истцу во включении в пенсионный стаж период военной службы истца с 23 января 1984 года по 26 мая 1992 года, и отказал в удовлетворении исковых требований о включении спорного периода в страховой стаж.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами судов, а доводы кассационной жалобы заслуживают внимание.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года, ранее действовал закон N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ".
14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 года (временно применялся с 16 октября 2011 года).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (статья 3 Договора).
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункта 1 статьи 1 Договора).
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Как следует из материалов дела, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области при рассмотрении заявления истица применило положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, поскольку истец осуществлял трудовую как на территории Эстонской ССР, так и на территории Российской Федерации. По результатам рассмотрения заявления Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области в страховой стаж истца не включен период прохождения ею военной службы с 23 января 1984 года по 26 мая 1992 года в рядах Вооруженных Сил СССР на территории Эстонской ССР. При этом период прохождения военной службы истцом не был включен в ее пенсионный стаж и компетентным учреждением Эстонской Республики.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
7 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения истцом военной службы в рядах Вооруженных сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 года провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 года).
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 23 января 1984 года по 26 мая 1992 года) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".
Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных данным законом, считались состоящими на действительной срочной военной службе.
В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
Суды первой и апелляционной инстанций приведенные выше нормативные положения к спорным отношениям не применили и разрешили спор по исковым требованиям со ссылкой лишь на закрепленный в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года пропорциональный принцип подсчета пенсионного стажа без применения норм этого договора в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и положениями законодательства, действовавшего в период прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах СССР.
Между тем нормативные положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года предусматривают применение норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Эстонской Республики.
В связи с этим суждение судебных инстанций, сделанное в обоснование выводов об отказе в удовлетворении иска о том, что для решения вопроса об отнесении периода военной службы истца к страховому стажу, приобретенному на территории Российской Федерации (РСФСР), юридическое значение имеет место несения такой службы, не основано на законе, поскольку прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР - государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик, засчитывалось в трудовой стаж гражданина независимо от того, на территории какой союзной республики гражданин Союза ССР проходил военную службу.
Ввиду того, что компетентным учреждением Эстонской Республики период прохождения истца военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 23 января 1984 года по 26 мая 1992 года на территории Эстонской ССР не был включен в ее страховой стаж, названный период с учетом норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежал включению в страховой стаж истца. Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению права истца на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина. Обстоятельство того, что воинская часть, в которой истец проходила военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, дислоцировалась на территории Эстонской ССР, не может влиять на реализацию ею права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они сделаны с существенным нарушением норм материального права, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав истца, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 сентября 2020 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Г.Г. Непопалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.