Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Улановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Коновалова Владимира Михайловича на решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 27 июля 2020 года по гражданскому делу N 2-1162/2019 по иску автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов" к ответчику Коновалову Владимиру Михайловичу о взыскании задолженности, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов" обратилось в суд с иском к Коновалову В.М. о взыскании задолженности. Требования мотивирует тем, что в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 29 августа 2019 года N1021-р "О реорганизации автономных стационарных учреждений социального обслуживания Удмуртской Республики" создано Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Республиканский ДИ), путем слияния автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Алнашский дом-интернат для престарелых и инвалидов", автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Воткинский психоневрологический интернат", автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Глазовский психоневрологический интернат", автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Ижевский дом-интернат для престарелых и инвалидов", автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Нагорный психоневрологический интернат", автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Пижильский психоневрологический интернат", автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Сарапульский психоневрологический интернат", автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Синтекский психоневрологический интернат", автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Якшур-Бодьинский психоневрологический интернат". Республиканский ДИ на основании передаточного акта является правопреемником всех прав и обязанностей, указанных выше автономных учреждений.
Республиканский ДИ (филиал - Ижевский дом-интернат для престарелых и инвалидов) является учреждением по уходу и предоставлению социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, полностью или частично утратившим способность или возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности. Регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов производится в соответствии с Федеральным законом N442-ФЗ от 28 декабря 2013 года "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 442-ФЗ). В статье 3 ФЗ N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятие "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и понятие "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 ФЗ N 442-ФЗ). Пунктом 3 статьи 10 ФЗ N 442-ФЗ установлена обязанность получателей социальных услуг соблюдать условия Договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании Договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) (часть 1 статьи 17 ФЗ N 442-ФЗ).
Существенными условиями Договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 ФЗ N 442-ФЗ). В силу части 4 статьи 32 ФЗ N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого Федерального закона. 01 января 2015 года Коновалов В.М. обратился с заявлением о предоставлении социальных услуг, на основании которого между истцом и Ижевским домом-интернатом для престарелых и инвалидов был заключен Договор о предоставлении социальных услуг N 112 от 1 марта 2015 года и Договор найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения Удмуртской Республики N 112 от 1 марта 2015 года. Таким образом, Коновалов В.М. в период с 1 марта 2015 года по 21 марта 2018 года являлся получателем услуг стационарного социального обслуживания в объемах, установленных государственными стандартами, был зарегистрирован и проживал в Ижевском доме-интернате для престарелых и инвалидов, расположенном по адресу: "адрес" где ему в соответствии с Договором найма жилого помещения предоставлена комната N 508. По условиям Договора о предоставлении социальных услуг N 112 Заказчик (Коновалов В.М.) поручает, а Исполнитель (Ижевский дом-интернат для престарелых и инвалидов) обязуется предоставить социальные услуги Заказчику на основании ИППСУ Заказчика, выданной в установленном порядке, а заказчик обязуется оплачивать указанные Услуги. Место оказания услуг - "адрес".
Пунктом 10 Договора о предоставлении социальных услуг предусмотрено, что размер платы, вносимой Заказчиком в соответствии с Договором найма жилого помещения от 1 марта 2015 года составляет 2 951, 40 руб, с учетом части 4 статьи 32 Федерального ФЗ N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в соответствии с настоящим Договором составляет 9 559, 83 руб. в месяц. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены либо по соглашению сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 15 Договора). Заключенный сторонами Договор является бессрочным. 22 апреля 2016 года с Коноваловым В.М. заключено дополнительное соглашение, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в соответствии с настоящим Договором увеличен до суммы 10 946, 03 руб. в месяц. 1 ноября 2016 года с Коноваловым В.М. заключено дополнительное соглашение, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в соответствии с настоящим Договором увеличен до суммы 10 998, 60 руб. в месяц. 28 апреля 2017 года составлено дополнительное соглашение, согласно которому размер ежемесячной платы по Договору найма жилого помещения увеличен до суммы 3 510, 00 руб. в месяц, от подписания данного дополнительного соглашения Коновалов В.М. отказался. Однако, отказ стороны от подписания дополнительного соглашения не является основанием для признания Договора о предоставлении социальных услуг N 112 от 01 марта 2015 года и Договора найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения Удмуртской Республики N 112 от 01 марта 2015 года недействительными. В связи с изложенным Учреждением предоставлялись услуги по названным Договорам Коновалову В.М.
Задолженность Ответчика перед Истцом за предоставленные социальные услуги и наем жилого помещения за период времени с 01 июля 2017 года по 19 февраля 2018 года составляет 107 113.76 руб. В рамках исполнительного производства N16283/18/18020-ИП возбужденному судебными приставами исполнителями на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района г..Ижевска от 15 декабря 2017 года N2-4427/2017 от Ответчика Истцу поступила денежная сумма в размере 56 736, 79 руб, из которых 55 800, 00 руб. за предоставление социальных услуг и 937, 00 руб. по договору найма жилого помещения. С учетом частичного погашения, заложенность Коновалова В.М. перед Республиканским ДИ составляет 50 376, 76 руб. Просит взыскать с Коновалова Владимира Михайловича, 23 февраля 1947 года рождения, в пользу Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский дом - интернат для престарелых и инвалидов": денежную сумму в размере 50 376, 76 руб. за оказанные социальные услуги и наем жилого помещения за период времени с 01 июля 2017 года по 18 февраля 2018 года в рамках договоров N112 от 01 марта 2015 года, государственную пошлину в размере 1 711, 30 руб.
Решением Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года, исковые требования автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов" к ответчику Коновалову Владимиру Михайловичу о взыскании задолженности, удовлетворены.
Апелляционным определением определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 27 июля 2020 года решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года, оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Коноваловым В.М. ставиться вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в заявленных требованиях.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Коновалов В.М. в период с 1 марта 2015 года по 18 февраля 2018 года был зарегистрирован и проживал в Ижевском доме-интернате для престарелых и инвалидов, расположенном по адресу: "адрес", где ему в соответствии с Договором найма жилого помещения N 112 от 1 марта 2015 года была предоставлена комната N 508.
Согласно справки МСЭ-2013 от 20 июня 2014 года Коновалов В.М. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, с 27 мая 2016 года инвалидность установлена бессрочно.
1 января 2015 года Коновалов В.М. обратился с заявлением о предоставлении социальных услуг, на основании которого между истцом и Ижевским домом-интернатом для престарелых и инвалидов был заключен Договор о предоставлении социальных услуг N 112 от 1 марта 2015 года и Договор найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения Удмуртской Республики N 112 от 1 марта2015 года.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной Бюро N 6 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Удмуртской Республике" Минтруда России от 2 июня 2015 года, в отношении Коновалова Владимира Михайловича, инвалида 3 группы, разработаны мероприятия медицинской реабилитации.
По условиям Договора о предоставлении социальных услуг N 112 от 1 марта 2015 года Заказчик (Коновалов В.М.) поручает, а Исполнитель (Ижевский дом-интернат для престарелых и инвалидов) обязуется предоставить социальные услуги Заказчику на основании ИППСУ Заказчика, выданной в установленном порядке, а заказчик обязуется оплачивать указанные Услуги. Место оказания услуг - "адрес" размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в соответствии с настоящим Договором составляет 9 559, 83 руб. в месяц.
Согласно Договора найма жилого помещения N 112 от 1 марта 2015 года составляет 2 951, 40 руб, с учетом части 4 статьи 32 Федерального ФЗ N442-ФЗ, размер ежемесячной платы за наем жилого помещения составляет 2 951 руб. 40 коп. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены либо по соглашению сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 15 Договора). Заключенный сторонами Договор является бессрочным.
22 апреля 2016 года с Коноваловым В.М. заключено дополнительное соглашение, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в соответствии с настоящим Договором увеличен до суммы 10 946, 03 руб. в месяц.
1 ноября 2016 года с Коноваловым В.М. заключено дополнительное соглашение, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в соответствии с настоящим Договором увеличен до суммы 10 998, 60 руб. в месяц.
28 апреля 2017 года составлено дополнительное соглашение, согласно которому размер ежемесячной платы по Договору найма жилого помещения увеличен до суммы 3 510, 00 руб. в месяц, от подписания данного дополнительного соглашения Коновалов В.М. отказался.
В соответствии с Соглашениями о расторжении договора найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения Удмуртской Республики и оказания социальных услуг от 20 марта 2018 года договор найма жилого помещения N 112 от 01 марта 2015 года и договор о предоставлении социальных услуг N 112 от 01 марта 2015 года между истцом и ответчиком расторгнуты.
Согласно Акта сдачи-приемки оказанных услуг от 20 марта 2018 года, составленного между истцом и заказчиком Коноваловым В.М, за период с 01 марта 2015 года по 20 марта 2018 года были выполнены обязательства по предоставлению социальных услуг согласно Перечня социальных услуг (приложение N 1 к Договору), услуги предоставлены в полном объеме, надлежащего качества, и в установленный срок, Заказчик претензий по объему, качеству, срокам оказания услуг претензий не имеет.
В соответствии с ч.4 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Согласно справки УПФР в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) от 12 ноября 2019 года, Коновалов В.М. является получателем пенсии, размер пенсии за период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года составил 20 294 руб. 70 коп, с 1 января 2018 года по 28 февраля 2018 года составил 21 046 руб. 02 коп, сумма ЕДВ как инвалиду 3 группы за период с 1 июля 2017 года по 31 января 2018 года в размере 2 022 руб. 94 коп, с 1 февраля 2018 года по 28 февраля 2018 года в размере 2 073 руб. 51 коп.
Таким образом, размер оказываемых истцом ответчику услуг ежемесячно в сумме 13 950 руб. 00 коп. (10 998 руб. 60 коп + 2 951 руб. 40 коп.) не превышал 75% размера пенсии ответчика (20 294 руб. 70 коп.).
Разрешая требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с Коновалова Владимира Михайловича в пользу автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов" денежную сумму за оказанные социальные услуги и наем жилого помещения за период с 1 июля 2017 года по 18 февраля 2018 года в размере 50 376 руб. 76 коп, расходы по оплате госпошлины в размере 1 711 руб. 30 коп.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Коновалова В.М. (13 ноября 2013 года) в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ).
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244) было установлено, что размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 утратили силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.
С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого Закона).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, пунктом 5 которых определены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, к числу которых отнесены в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2015 года при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 года правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 1 января 2015 года - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения. Согласно части второй названной статьи в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 года) с 1 января 2015 года предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 года, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 года) с 1 января 2015 года предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 года, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 года.
С учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до 1 января 2015 года), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 года, наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Как установлено судами, и на 2014 года и последующие годы размер платы за стационарное обслуживание для Коновалова В.М. не превышало 75% размера пенсии. Ухудшения условий предоставления стационарных социальных услуг в спорный период времени по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года судом не установлено.
Доводы кассационной жалобы, что при предоставлении ответчику стационарных услуг в спорный период времени не были соблюдены условия, приведенные выше переходных положений, основаны на неверном толковании норм права.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о подписании сторонами соглашения 1 сентября 2017 года о расторжении договора N112, о применении в отношении ответчика завышенных тарифов, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Доводы о нарушении процессуальных норм права, о не извещении рассмотрения апелляционной жалобы, опровергаются материалами дела, где имеются извещения, смс сообщения, заявление ответчика о приобщении дополнительных документов с указанием числа, когда состоится судебной заседание.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм пенсионного законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 27 июля 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Коновалова Владимира Михайловича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Е.С. Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.