Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Осиповой С.К, судей Арзамасовой Л.В, Романова М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мутыкова Ильдара Салаховича на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 23 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05 октября 2020 г. по гражданскому делу N2-181/2019 по иску акционерного общества "Транснефть-Прикамье" к Мутыкову Ильдару Салаховичу об изъятии земельных участков для государственных нужд, прекращении права собственности Мутыкова И.С. на земельные участки, признании права собственности на земельные участки за АО "Транснефть-Прикамье".
Заслушав доклад судьи Арзамасовой Л.В, возражения представителя АО "Транснефть - Прикамье" - Вахидовой А.Ш. по доверенности от 27 декабря 2019 г, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "Транснефть - Прикамье" обратилось в суд с иском к Мутыкову И.С. об изъятии земельных участков для государственных нужд, прекращении права собственности Мутыкова И.С. на земельные участки, признании права собственности на земельные участки за АО "Транснефть - Прикамье".
Решением Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 23 июля 2020 г. исковые требования АО "Транснефть-Прикамье" удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 09 января 2020 г. решение суда первой инстанции изменено в части размера взыскиваемой стоимости выкупа земельных участков и государственной пошлины. С Мутыкова И.С. в пользу АО "Транснефть-Прикамье" взыскана стоимость выкупа земельного участка с кадастровым номером N, земельного участка с кадастровым номером N, земельного участка с кадастровым номером N в размере 39313 рублей. С Мутыкова И.С. в пользу АО "Транснефть-Прикамье" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей, а также в пользу АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" взысканы расходы по проведению судебной экспертизы в размере 45030 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда от 08 июня 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 09 января 2020 г. отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05 октября 2020 г. решение суда первой инстанции по данном делу изменено в части размера взыскиваемой стоимости выкупа земельных участков и государственной пошлины. С АО "Транснефть-Прикамье" в пользу Мутыкова И.С. взыскано 39313 рублей в счет возмещения при изъятии земельного участка с кадастровым номером N, земельного участка с кадастровым номером N, земельного участка с кадастровым номером N. С Мутыкова И.С. в пользу с АО "Транснефть-Прикамье" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей, а также в пользу с АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" взысканы расходы по проведению судебной экспертизы в размере 45030 рублей. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мутыков И.С. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05 октября 2020 г, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель АО "Транснефть - Прикамье" - Вахидова А.Ш, возражая относительно кассационной жалобы, полагала состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными, а апелляционное определение от 05 октября 2020 г. не подлежащим отмене. Аналогичная позиция изложена в письменных возражениях АО "Транснефть - Прикамье".
В письменных возражениях Кабинет Министров Республики Татарстан также полагает состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, Мутыков И.С, представители Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя АО "Транснефть - Прикамье" - Вахидовой А.Ш, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения, судебная коллегия не находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений норм права не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 сентября 2018 г. N 778, в целях строительства объекта регионального значения "База флота N1 в районе н.п. Камское Устье Строительство" в соответствии со статьей 49, главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3 Земельного кодекса Республики Татарстан, постановлено принять предложение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и АО "Транснефть - Прикамье" об изъятии для государственных нужд Республики Татарстан в целях строительства объекта регионального значения "База флота N1 в районе н п Камское Устье. Строительство" за счет средств АО "Транснефть - Прикамье" земельных участков, в том числе, площадью 0, 0299 га, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 2, 7954 га с кадастровым номером N, площадью 0, 2611 га, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1, 2690 га с кадастровым номером N, площадью 0, 0485 га, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 0, 1545 га с кадастровым номером N.
Земельные участки с кадастровыми номерами N расположены по адресу: "адрес", Кирельское сельское поселение.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами N площадью 27 954 кв.м, N площадью 12 690 кв.м. и N площадью 1 545 кв.м, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использование для сельскохозяйственного производства, на праве собственности принадлежат Мутыкову И.С.
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 сентября 2018 г. N 778 АО "Транснефть-Прикамье" были проведены кадастровые работы, в результате которых были сформированы: земельный участок с кадастровым номером N площадью 299 кв.м из земельного участка с кадастровым номером N из земельного участка с кадастровым номером N - земельный участок с кадастровым номером N площадью 2611 кв.м, и из земельного участка с кадастровым номером N - земельный участок с кадастровым номером N площадью 485 кв.м, поставленные на кадастровый учет 30 октября 2018 г.
В целях определения размера возмещения за изымаемые земельные участки и размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков для государственных нужд, ООО "Юридическое агентство ЮНЭКС" был подготовлен отчет от 20 ноября 2018 г. N 1038-18 по определению рыночной стоимости изымаемых земельных участков, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 299 кв.м, составила 2939 рублей, земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 2611 кв.м. - 25666 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 4768 рублей.
Направленное ответчику 21 января 2019 г. соглашение о выкупе принадлежащих ему земельных участков, подписанное АО "Транснефть-Прикамье" и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, с выплатой соответствующего возмещения, получено Мутыковым И.С. 24 января 2019 г, однако по истечении 90 дней ответчиком не было представлено подписанное соглашение, предложенное АО "Транснефть - Прикамье".
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
По смыслу статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов транспорта регионального значения.
Пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: 1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; 3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.
Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется; 4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав; 5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство, в том числе, выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 279, 281, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 54, 56.2, 56.3, 56.8, 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для изъятия у ответчика спорных земельных участков для государственных нужд, прекращении права собственности Мутыкова И.С. на земельные участки, признании права собственности на указанные земельные участки за АО "Транснефть - Прикамье". Определяя размер возмещения за изымаемые земельные участки и размер убытков, причиненных таким изъятием, суд первой инстанции исходил из отчета по определению рыночной стоимости изымаемых земельных участков N 1038-18 от 20 ноября 2018 г, подготовленного ООО "Юридическое агентство ЮНЭКС" по инициативе истца.
В связи с несогласием Мутыкова И.С. с размером возмещения при изъятии принадлежащих ему земельных участков, определенным и предложенным истцом, а также необоснованным отказом суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства стороны ответчика о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения указанного возмещения, определением суда апелляционной инстанции от 07 октября 2019 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению действительной (рыночной) стоимости изымаемых для государственных нужд земельных участков, проведение которой поручено экспертам АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан".
Из заключения эксперта АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" N 47-19 от 28 ноября 2019 г. следует, что действительная (рыночная) стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 299 кв.м. составляет 3462 рубля; земельного участка с кадастровым номером N площадью 2611 кв.м. - 30235 рублей; земельного участка с кадастровым номером N площадью 485 кв.м. - 5616 рублей.
Данное заключение судебной экспертизы судом апелляционной инстанции оценено по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности с другими имеющимися по делу доказательствами.
Оснований для назначения повторной судебной оценочной экспертизы по делу суд апелляционной инстанции не усмотрел, поскольку доказательств отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих наличие убытков, связанных с невозможностью использования изымаемых земельных участков, в том числе с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, а также факт использования спорных земельных участков, как-то сдача в аренду исходных земельных участков, выращивание сельскохозяйственных культур до момента принятия решения об изъятии спорных земельных участков для государственных нужд, а также доказательств получения какого-либо дохода от использования по назначению изымаемых участков, стороной ответчика не представлено, тогда как бремя доказывания наличия и размера понесенных в связи изъятием для государственных нужд спорных земельных участков убытков, возложено на лицо, требующее возмещения убытков.
Изменяя решение суда первой инстанции в части размера взыскиваемой стоимости выкупа земельных участков, суд апелляционной инстанции исходил из заключения судебной экспертизы, проведенной АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан", и пришел к выводу о том, что размер возмещения за изымаемое у ответчика недвижимое имущество соответствует рыночной стоимости изымаемых земельных участков, поскольку иных доказательств, свидетельствующих о наличии иных составляющих выкупной цены, предусмотренных пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, в материалах дела не имеется и стороной ответчика не представлено.
В связи с чем суд апелляционной инстанции усмотрел основания для взыскания с АО "Транснефть - Прикамье" в пользу Мутыкова И.С. стоимости земельного участка земельного участка с кадастровым номером N в размере 3462 рубля, земельного участка с кадастровым номером N - 30235 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 5616 рублей, а всего 39313 рублей.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешен в соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Выводы суда первой инстанции, с которыми обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о нарушении истцом процедуры изъятия для государственных нужд спорных земельных участков, о наличии убытков, причиненных собственнику изъятием земельных участков, в том числе упущенной выгоды, сводятся к переоценке обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы лица, подавшего кассационную жалобу, не свидетельствуют о нарушениях норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически сводятся к установлению новых обстоятельств дела и оценке доказательств, поэтому они не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления суда апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Мутыкова И.С.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе подлежит отмене приостановление решения Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 23 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05 октября 2020 г, принятое определением от 26 января 2021 г.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 23 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мутыкова Ильдара Салаховича - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 23 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05 октября 2020 г. по гражданскому делу N2-181/2019.
Председательствующий С.К. Осипова
Судьи Л.В. Арзамасова
М.В. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.