Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Улановой Е.С. и Бросовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Салимьянова Рафаэля Рифовича на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 г. по гражданскому делу N 2-1416/2020 по иску Салимьянова Рафаэля Рифовича к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании заключения служебной проверки в части незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
Заслушав доклад судьи Непопалова Г.Г, объяснения представителя истца Салимьянова Р.Р. - адвоката Музафаровой И.А, действующей на основании ордера от 01 марта 2021 г. N 001713, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Салимьянов Р.Р. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что с 20 марта 2019 г. он проходит службу в должности заместителя начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан.
Приказом Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан (далее по тексту - МВД по Республике Башкортостан) от 11 октября 2019 г. N 775 на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за ненадлежащее исполнение пунктов 3.22, 3.30, 4.1 должностного регламента, неисполнение требований пунктов 15, 17 Приложения N 1 к приказу МВД России от 01 декабря 2016 г. N 783дсп в части подготовки правового акта о закреплении за территориальными ОВД печатей для паспортно-визовых документов и направлении его копии в Главное управление по вопросам миграции МВД России, в результате чего были допущены нарушения требований пункта 4 Приложения N 1 к приказу МВД России от 01 декабря 2016 г. N 783дсп, пункта 156.9 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 864, в части проставления в паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, номеров печатей, предназначенных для проставления в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 3 оспариваемого приказа, в соответствии с пунктом 32 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 65, указано о том, что выплату ежемесячной премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей Салимьянову Р.Р. не производить в течение одного месяца с даты наложения взыскания.
С указанным выше приказом Салимьянов Р.Р. не согласен, поскольку служебная проверка от 11 октября 2019 г, положенная в основу приказа, проведена формально, в кратчайшие сроки. С приказом МВД России от 01 декабря 2016 г. N 783дсп, а также с распоряжением МВД по Республике Башкортостан от 29 декабря 2018 г. N 6/17850В истец ознакомлен не был. Ответчиком не дана конкретная оценка действиям каждого сотрудника, имевшего отношение к рассматриваемым в ходе проведение служебной проверки вопросам, в том числе и всех руководителей отделений.
К моменту назначения истца на должность заместителя начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан в марте 2019 г, порядок оформления и выдачи загранпаспортов территориальными отделами по вопросам миграции уже был сформирован, при этом выдача осуществлялась без каких-либо нарушений, никаких жалоб от граждан не поступало, в том числе и в связи с невозможностью пересечь границу Российской Федерации. В объяснениях, данных им в ходе служебной проверки, он указывал, что не принимал решения о передаче полномочий по оформлению и выдаче вышеуказанных загранпаспортов, и не принимал участия в формировании порядка наделения полномочий по оформлению и выдаче данных загранпаспортов территориальным подразделениям по вопросам миграции республики. Однако, данные объяснения не нашли своего отражения в заключении служебной проверки, изложены в искаженном виде.
Кроме того, пунктом 156.9 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 864, в части проставления в паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации номеров печатей, предназначенных для проставления в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, устанавливает лишь примерный образец проставления кодов.
В ходе служебной проверки также не было исследовано, что в соответствии с подпунктом 18 пункта III приложения к Приказу МВД России от 06 февраля 2017 г. N 130 заявки на изготовление необходимых печатей, штампов, факсимиле готовятся управлением (отделом, отделением, группой) делопроизводства; делопроизводства и режима; документационного обеспечения и режима; режима, делопроизводства и кадров, подписываются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) и направляются в соответствующее структурное подразделение обеспечения. К установленной процедуре он отношения не имеет. Выдача загранпаспортов территориальными отделениями производилась не под его непосредственным руководством.
Ссылка в оспариваемом приказе на пункт 3.22 должностного регламента, утверждённого 25 марта 2019 г, в части оказания практической и методической помощи отделам по вопросам миграции территориальных органов внутренних дел по городам и районам республики по линии оформления паспортно-визовых документов, также является несостоятельной, поскольку он не является прямым руководителем вышеуказанных подразделений и не осуществляет контроль за исполнением их функций.
При наложении взыскания ответчиком не учитывались тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
С учетом изложенного, Салимьянов Р.Р. просил суд: признать заключение служебной проверки начальника инспекции МВД по Республике Башкортостан от 11 октября 2019 г. в отношении него незаконным; отменить приказ МВД по Республике Башкортостан от 11 октября 2019 г. N 775 в части наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора; а также обязать ответчика возместить истцу денежные средства, удержанные с него в связи с наложением дисциплинарного взыскания приказом от 11 октября 2019 г. N 775.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 г, в удовлетворении исковых требований Салимьянова Р.Р. отказано.
В кассационной жалобе Салимьяновым Р.Р. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов истец указывает несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
В судебном заседании представитель истца Салимьянова Р.Р. - адвокат Музафарова И.А, доводы кассационной жалобы поддержала, просила отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель МВД по Республике Башкортостан и третье лицо Азнабаева А.Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
МВД по Республике Башкортостан представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты полагает законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия суда кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Салимьянов Р.Р. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в должности заместителя начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан с 20 марта 2019 г. в соответствии с приказом МВД по Республике Башкортостан от 19 марта 2019 г. N187л/с.
Приказом МВД по Республике Башкортостан от 11 октября 2019 г. N 775 на заместителя начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан Салимьянова Р.Р. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за ненадлежащее исполнение пунктов 3.22, 3.30, 4.1 должностного регламента, неисполнение требований пунктов 15, 17 Приложения N1 к приказу МВД России от 01 декабря 2016 г. N 783дсп в части подготовки правового акта о закреплении за территориальными ОВД печатей для паспортно-визовых документов и направлении его копии в Главное управление по вопросам миграции МВД России, в результате чего были допущены нарушения требований пункта 4 Приложения N 1 к приказу МВД России от 01 декабря 2016 г. N 783дсп, пункта 156.9 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 864, в части проставления в паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, номеров печатей, предназначенных для проставления в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (пункт 1 приказа).
В соответствии с пунктом 32 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65, не производить Салимьянову Р.Р. выплату ежемесячной премии в течение одного месяца с даты наложения взыскания (пункт 3 приказа).
Из оспариваемого приказа усматривается, что основанием для его издания явились следующие обстоятельства.
В 2019 г, по поступившему предложению руководства Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, 34 территориальных органа внутренних дел республики были наделены полномочиями по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. При этом, соответствующий приказ МВД по Республике Башкортостан о закреплении номеров печатей для паспортно-визовых документов за территориальными ОВД не издавался, в Главное управление по вопросам миграции МВД России не направлялся, в результате чего необходимые печати для оформления паспортно-визовых документов изготовлены не были. В дальнейшем, в 41 327 паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, были проставлены номера печатей, предназначенных для проставления в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
С указанным приказом Салимьянов Р.Р. был ознакомлен, 17 октября 2019 г. направил в адрес руководства МВД по Республике Башкортостан обращение о своем несогласии с приказом.
Судами также установлено, что служебная проверка, в том числе в отношении заместителя начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан Салимьянова Р.Р, была назначена министром МВД по Республике Башкортостан 09 октября 2019 г. в виде резолюции на рапорте начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан Баймуратовой Г.Ф. от 09 октября 2019 г. по фактам оформления и выдачи сотрудниками подразделений по вопросам миграции паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации с нарушением требований утвержденного Административного регламента. Проведение проверки поручено начальнику инспекции МВД по Республике Башкортостан Ягафарову Р.С, срок проведения проверки установлен 10 дней.
Из материалов служебной проверки следует, что в ходе проверки начальником инспекции МВД по Республике Башкортостан Ягафаровым Р.С. были исследованы распоряжения МВД по Республике Башкортостан от 29 декабря 2018 г. N 6/17850 и от 07 мая 2019 г. N6/3-7818 о наделении 34 территориальных органов внутренних дел республики полномочиями по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а также обстоятельства их подготовки и последующего ознакомления с ними. Также исследованы Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 864, приказ МВД России от 01 декабря 2016 г. N 783дсп "О порядке использования и выведения из обращения печати для основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации территории Российской Федерации, и печати для паспортно-визовых документов", указания первого заместителя министра МВД России Горового А.В, адресованные для исполнения врио начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан Демерчян А.В. и начальнику Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан Кечиной И.В, должностные инструкции и личные дела лиц, в отношении которых проводилась проверка.
В ходе проверки были опрошены заместитель министра МВД по Республике Башкортостан Полтавец Е.А, заместитель начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан Баймуратова Г.Ф, начальник ООМО Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан Мальцев Е.С, руководители территориальных органов внутренних дел республики.
В ходе проверки, а именно 10 октября 2019 г. объяснение дано заместителем начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан Салимьяновым Р.Р.
По результатам проведенной проверки начальником инспекции МВД по Республике Башкортостан Ягафаровым Р.С. 11 октября 2019 г. подготовлено письменное заключение по факту оформления и выдачи сотрудниками подразделений по вопросам миграции паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, с нарушением требований, утвержденного Административным регламентом, в котором указано об окончании служебной проверки и установлении факта нарушений, в том числе заместителем начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан Салимьяновым Р.Р. ненадлежащего исполнения пунктов 3.22, 3.30, 4.1 должностного регламента, неисполнение требований пунктов 15, 17 Приложения N 1 к приказу МВД России от 01 декабря 2016 г. N 783дсп "О порядке использования и выведения из обращения печати для основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и печати для паспортно-визовых документов" в части подготовки правового акта о закреплении за территориальными ОВД, печатей для паспортно-визовых документов и направлении его копии в Главное управление по вопросам миграции МВД России, в результате чего были допущены нарушения требований пункта 4 Приложения N 1 к приказу МВД России от 01 декабря 2016 г. N 783дсп, пункта 156.9 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 864, в части проставления в 41 327 паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, номеров печатей, предназначенных для проставления в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
За указанные нарушения заместителя начальника отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан Салимьянова Р.Р. предложено привлечь к дисциплинарной ответственности в виде строго выговора.
Указанное заключение служебной проверки 11 октября 2019 г. утверждено министром МВД по Республике Башкортостан.
На основании заявления Салимьянова Р.Р. от 12 декабря 2019 г. с заключением служебной проверки он был ознакомлен 12 декабря 2019 г, что подтверждается его подписью.
Как установлено судами, нарушений Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161, которые могли бы явиться основанием для признания незаконными заключения по результатам служебной проверки от 11 октября 2019 г. и приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 11 октября 2019 г. N 775, ответчиком не допущено.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Салимьянова Р.Р, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 49, 50, 51, 52, 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, пунктами 14, 16, 30.3, 30.6, 30.7, 30.9, 30.14, 30.15, 34, 35, 35.1, 36, 37, 39 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, поскольку факт ненадлежащего исполнения Салимьяновым Р.Р. должностных обязанностей судом установлен, подтвержден заключением служебной проверки и иными представленными в дело доказательствами, порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания, проведения служебной проверки ответчиком соблюдены, приказ о наложении дисциплинарного взыскания издан уполномоченным лицом, при наложении на истца дисциплинарного взыскания учтена тяжесть совершенного проступка и иные значимые обстоятельства, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, который дополнительно указал, что установленные в ходе рассмотрения дела факты нарушения истцом требований Должностного регламента подтверждаются материалами служебной проверки, в связи с чем у ответчика имелись основания и повод для проведения служебной проверки в отношении Салимьянова Р.Р, служебная проверка проведена в установленный срок, ответчиком соблюден порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности, в ходе служебной проверки у истца истребованы письменные объяснения 10 октября 2019 г. по вышеназванным обстоятельствам, представленные суду доказательства в их совокупности свидетельствуют о наличии у МВД по Республике Башкортостан оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания по приказу 11 октября 2019 г. N 775 и об отсутствии правовых оснований к признанию его недействительным.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 49, 50, 51, 52, 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, пунктам 14, 16, 30.3, 30.6, 30.7, 30.9, 30.14, 30.15, 34, 35, 35.1, 36, 37, 39 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161), и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме в связи с отсутствием в действиях Салимьянова Р.Р. состава дисциплинарного проступка и нарушением ответчиком порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Салимьянова Р.Р.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Салимьянова Рафаэля Рифовича - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.С. Уланова
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.