Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.
судей Бросовой Н.В, Арзамасовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сафеева Рафаиля Акрамовича на решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 ноября 2020 года по гражданскому делу N 2-478/2020 по иску Сафеева Рафаиля Акрамовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии и признании права на страховую пенсию, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Сафеев Р.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии и признании права на страховую пенсию. В обоснование своих требований указал, что он обратился в УПФР в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии со всеми документами. Ему было разъяснено о необходимости проработать 6 месяцев, а именно до 12 декабря 2019 года. 26 декабря 2019 года ответчик предложил ему написать заявление о продлении срока назначения пенсии на 3 месяца, поскольку необходимо сделать запросы работодателям. Также было разъяснено, что если ответы на запросы УПФР не поступят в течение 3 месяцев, то откажут в назначении пенсии, и ему придется работать еще 2 года. 16 июня 2020 года по его просьбе на его электронную почту ответчиком направлена копия решения УПФР в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) от 31 марта 2020 года N 1400780/19 об отказе в назначении пенсии. С решением УПФР в отказе в назначении пенсии он не согласен. В настоящее время он продолжает работать.
Просил восстановить срок для обжалования решения УПФР в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) от 31 марта 2020 года N 1400780/19 об отказе в назначении пенсии, отменить указанное решение и назначить ему пенсию согласно ранее направленному заявлению.
Решением Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 25 августа 2020 года в исковых требованиях Сафеева Рафаиля Акрамовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии и признании права на страховую пенсию, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 ноября 2020 года решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 25 августа 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Сафеевым Р.А, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 18 декабря 2019 года Сафеев Р.А, 12 июня 1959 года рождения, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Кроме того, 18 декабря 2019 года Сафеев Р.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о предоставлении ему трехмесячного срока, предусмотренного законом, для предоставления справки о стаже и заработной плате.
Решением ответчика от 31 марта 2020 года N 1400780/19 истцу в назначении страховой пенсии по старости отказано, поскольку отсутствует требуемая величина ИПК 16, 2 (имеется 11, 966 баллов), а при учете страховых взносов за 4 квартал 2019 года величина ИПК составит 12, 234 баллов.
Разрешая требования истца об обязании ответчика назначить страховую пенсию по старости, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку на момент обращения к ответчику с соответствующим заявлением у Сафеева Р.А. отсутствовала необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом суд исходил из того, что согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 1 апреля 2020 года следует, что Сафеев Р.А. имеет стаж, учитываемый для целей назначения пенсии, 12 лет 5 месяцев, ИПК составил 11, 018 баллов, а именно в страховой стаж и стаж для расчета ИПК включены период прохождения военной службы с 19 октября 1978 года по 10 ноября 1980 года, периоды работы в РЖД с 12 июля 1995 года по 22 мая 2000 года, ПО "Нурлатское" с 8 октября 2000 года по 31 января 2002 года, ЗАО "Военномемориальная компания Республики Татарстан" 3 марта 2003 года, ФКУ "ИК N 8 УФСИН по Республике Татарстан" с 1 ноября 2004 по 30 сентября 2006 года, с 1 мая по 30 сентября 2007 года, с 1 апреля по 30 сентября 2008 года, с 1 мая по 30 сентября 2009 года, с 1 по 30 ноября 2009 года, у Кобловой Т. с 1 по 30 ноября 2018 года, у Минхаирова Е.Н. с 17 января по 28 июня 2019 года, в ООО "Независимая экспертная компания "Авангард" с 1 по 31 декабря 2019 года, за 1 квартал 2020 года.
Из пенсионного дела N 038314 в отношении Сафеева Р.А. следует, что на день вынесения решения об отказе в установлении пенсии - 31 марта 2020 года иных сведений о трудовой деятельности истца, кроме приведенных в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 1 апреля 2020 года, не имеется.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Доводы кассационной жалобы, что вины истца нет в несвоевременном ответе компетентных органов Республики Таджикистан, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку именно на истца возложены обязанности предоставления необходимых документов в подтверждение периодов работы, для назначения пенсии, что истцом не предоставлено. Как сам истец указывает, трудовой книжки у него не имеется, иные документы, достаточные для назначения пенсии в подтверждение не представлены на день рассмотрения заявления истца пенсионным органом.
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Следовательно на день рассмотрения заявления истца пенсионным органом, у него отсутствовало право на назначение пенсии.
Доводы в кассационной жалобе, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм пенсионного законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 ноября 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Сафеева Рафаиля Акрамовича без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.