Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя М.Н.И. по доверенности Х.М.М. на решение Кизлярского районного суда Республики Дагестан от 11 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 10 сентября 2020 г. по административному делу N 2а-472/2020 по административному исковому заявлению М.Н.И. к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по Республике Дагестан в лице начальника Магомедова М.Р. о признании решения от 7 октября 2019 г. об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем незаконным.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Ханапиева М.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Магомедова Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по Республике Дагестан (далее также - УВМ МВД по Республике Дагестан), с последующим его уточнением, о признании решения от 7 октября 2019 г. об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем незаконным.
В обоснование своих требований указала на то, что ранее проживала в Чеченской Республике и вынуждена была покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться в Республике Дагестан. На ее обращение с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца ей УВМ МВД по Республике Дагестан ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление о том, что решением от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации ходатайства отказано в соответствии со статьей 2 Закона о вынужденных переселенцах. Полагает отказ незаконным и нарушающим ее права, свободы и законные интересы.
Решением Кизлярского районного суда Республики Дагестан от 11 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 10 сентября 2020 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Кизлярский районный суд Республики Дагестан 17 февраля 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 25 февраля 2021 г, представитель Магомедовой Н.И. по доверенности Ханапиев М.М. просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Ханапиева М.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Судами установлено, из материалов дела следует, что Магомедова Н.И. в ДД.ММ.ГГГГ прибыла из Чеченской Республики и с семьей проживает по адресу: "адрес", ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УВМ МВД по Республике Дагестан с ходатайством о признании вынужденным переселенцем.
Как указано Магомедовой Н.И. в ходатайстве, в Республику Дагестан она прибыла в ДД.ММ.ГГГГ из Чеченской Республики по причине того, что в ходе боевых действий дом, в котором они проживали, был полностью уничтожен.
Решением УВМ МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации ходатайства отказано на основании статьи 2 Закона О вынужденных переселенцах, как лицу, не обратившемуся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства; покинувшему место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о чем ей направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N.
Полагая данное решение незаконным и нарушающим ее права, свободы и законные интересы, Магомедова Н.И. обратилась с настоящим административным иском в суд.
Рассматривая данное дело, суд первой инстанции, с решением которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия считает вывод судов правильным, поскольку он основан на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и сделан на основании представленных доказательств.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определены в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон о вынужденных переселенцах).
Вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (часть 1 статьи 1 названного закона).
В силу статьи 2 Закона О вынужденных переселенцах вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;
2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства;
3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, поскольку Магомедова Н.И. прибыла из Чеченской Республики в ДД.ММ.ГГГГ, в миграционный орган обратилась только в 2019 г, после прибытия в Республику Дагестан каких-либо уважительных причин несвоевременного обращения с соответствующим заявлением не представила, в ходатайстве иных причин, кроме как уничтожение в ходе боевых действий в Чеченской Республике ее дома, не указала, суды пришли к правильному выводу о том, что административный истец не относится к лицу, который может быть признан вынужденным переселенцем.
Довод кассационной жалобы о том, что судами к возникшим правоотношениям применены положения Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утратившего силу, не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку на момент рассмотрения заявления Магомедовой Н.И. действовал Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия регулирующие вопросы рассмотрения заявлений о предоставлении статуса вынужденного переселенца, утвержденный Приказом МВД России от 14.11.2017 N 853, которым установлены аналогичные положения, регулирующие вопросы рассмотрения заявлений о предоставлении статуса вынужденного переселенца.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кизлярского районного суда Республики Дагестан от 11 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 10 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя М.Н.И. по доверенности Х.М.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 марта 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.