Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К, Белоусовой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Гусакова Н.А. Загалова З.О.
на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.11.2020
по административному делу по административному исковому заявлению Гусакова Н.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Северная Осетия-Алания, судебному приставу-исполнителю Моздокского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Северная Осетия-Алания Гасиевой Д.Т, заместителю начальника Моздокского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Северная Осетия-Алания Редько О.Ю, Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда России по Моздокскому району, государственному учреждению Центру по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного Фонда России в Республике Северная Осетия-Алания.
Заинтересованное лицо Публичное акционерное общество коммерческий банк "Еврокоммерц".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гусаков Н.А. обратился в суд с административными требованиями о признании незаконным бездействия административных ответчиков службы судебных приставов в ненаправлении постановления об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника и постановления о прекращении исполнительного производства в соответствующий орган, а также признании незаконным бездействия административных ответчиков пенсионного органа по неисполнению данных постановлений, незаконными действий по производству удержания пенсии после прекращения исполнительного производства.
Требования мотивированы тем, что судебный акт в виде судебного приказа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, равно как и постановление о возбуждении исполнительного производства, он не получал, об их наличии ему стало известно уже после списания в размере 50% его пенсии. После отмены судебного приказа, вынесения постановления об отмене обращения взыскания на имущество должника, постановления о прекращении исполнительного производства, соответствующие действия ответчиками исполнены не были, что повлекло повторное удержание у него из пенсии 50 % ее размера после их вынесения. Указанным бездействием нарушены его права и законные интересы, действия административных ответчиков не соответствовали требованиям действующего законодательства.
Решением Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.07.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.11.2020, в удовлетворении требований отказано, поскольку судами установлена надлежащая и своевременная последовательность совершения органом, осуществляющим принудительное взыскание, вынесения процессуальных документов по отмене взыскания с пенсии Гусакова Н.А, а со стороны пенсионных органов такая последовательность по отмене удержания, при этом удержанная после прекращения исполнительного производства пенсия в дальнейшем выплачена Гусакову Н.А.
Не согласившись с постановленными судебными актами, представитель Гусакова Н.А. обжаловал их в кассационном порядке, в обоснование кассационной жалобы приводит доводы о не соответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверном применении норм материального и процессуального права, полагает, что суд не в полном объеме установилзначимые для дела обстоятельства, просил состоявшиеся судебные акты отменить и принять по делу новое решение, или направить дело на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба поступила в суд первой инстанции 01.02.2021, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 08.02.2021.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что мировым судьей судебного участка N 8 Моздокского судебного района РСО-Алания 15.08.2018 вынесен судебный приказ о взыскании с Гусакова Н.А. в пользу ПАО КБ "Еврокоммерц" задолженности по кредитному договору в размере 194 840, 523 руб. Судебный приказ обращен к исполнению.
31.05.2019 судебным приставом-исполнителем Моздокского РОСП УФССП по РСО-Алания Гасиевой Д.Т. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, 17.09.2019 судебным приставом-исполнителем Моздокского РОСП УФССП по РСО-Алания Гасиевой Д.Т. вынесено постановление и об обращении взыскания на доходы должника в размере 50 % от пенсии. 31.12.2019 постановление об обращении взыскания на доходы должника направлено для исполнения в Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в РСО-Алания (ГУ ПФР РСО-Алания в г. Владикавказе).
В ноябре, декабре 2019 Центром по выплате пенсий и обработке информации ПФР в РСО-Алания с счет погашений требований исполнительного документа произведено списание в размере 50 % от пенсии Гусакова Н.А, после чего он обратился с заявлением к мировому судье об отмене судебного приказа, определением мирового судьи от 26.12.2019 ранее выданный судебный приказ отменен.
10.01.2019 судебным приставом-исполнителем Моздокского РОСП УФССП по РСО-Алания Гасиевой Д.Т. вынесено постановление о приостановлении исполнительного документа, 30.12.2019 постановление об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника. 10.01.2020 исполнительное производство прекращено.
В январе 2020 (13.01.2020) Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в РСО-Алания пенсионными органами вновь было произведено удержание с пенсии Гусакова Н.А. в размере 50 %.
Вынесенное 31.12.2019 постановление об отмене постановления обращении взыскания на доходы должника направлено службой судебных приставов для исполнения в ГУ ПФР РСО-Алания, непосредственно в Центр по выплате пенсии и обработке информации ПФР в РСО-Алания, расположенный в г. Владикавказе 31.12.2019 по почте, вручено адресату (Центру) 13.01.2020.
01.02.2020 Центром производство удержания прекращено, в марте 2020 удержанная в январе 2020 года пенсия возращена.
Деятельность судебных приставов-исполнителей регламентируется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в ред. до 27.12.2019 "О судебных приставах") и иными нормативно-правовыми актами, принятыми в развитие положений этих Законов.
Судебный приказ обращается к исполнению в территориальное подразделение ФССП России для возбуждения исполнительного производства и взыскания в принудительном порядке (статьи 12, 3 0 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Удержания из страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней производятся на основании исполнительных документов, решений судов, чему служит направление в территориальный орган пенсионного фонда исполнительного документа о взыскании судебным приставом-исполнителем (часть 1 статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Со дня получения исполнительного документа от взыскателя или его копии от судебного пристава-исполнителя такой территориальный орган пенсионного фонда обязан производить удержания из пенсии и перечислять удержанные суммы взыскателю в течение трех дней со дня выплаты пенсии (часть 3 статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда России 27.04.2020 N 261п утверждено Положение о Государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания, которым осуществляется удержание из пенсий, пособий и иных социальных выплат на основании соответствующих документов, учет удержанных сумм (пункт 10.15 Положения).
Исполнительное производство прекращается судом, в том числе, в случаях отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство (пункт 5 часть 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства (часть 4 статьи 44 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Формирование доставочных документов на выплату пенсий производится Центром в предыдущий период, в связи с чем удержание в январе 2020 года сформировано в декабре 2019 года, оформленный возврат пенсии в феврале 2020 фактически был возвращен в марте 2020.
Таким образом, исходя из существа административных требований административного истца и пределов рассмотрения доводов кассационной жалобы, суды пришли к обоснованному выводу о совершении административными ответчиками исполнения требований исполнительного документа в пределах их компетенций и в соответствии с положениями законодательства, при этом бездействие по прекращению взыскания, с учетом фактических обстоятельств дела и последовательности действий по прекращению взыскания, вынесения соответствующих процессуальных документов об этом, возврата удержанных сумм, со стороны административных ответчиков, нарушающее права административного истца, отсутствовало. При рассмотрении кассационной жалобы судебной коллегией установлено, что со стороны ответчиков несовременность и волокита в отношении прекращения удержания, после обращения административного истца, отсутствовала.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям относимости, допустимости и достоверности по делу не имеется, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы не находит. Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием стороны административного ответчика с выводами судов, результатами принятых решений, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.11.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Гусакова Н.А. Загалова З.О. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17.03.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.