Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сидорова А.С. на решение Центрального районного суда города Тулы от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 20 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Сидорова А.С. к комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, администрации города Тулы о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения Сидорова А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сидоров А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации города Тулы в предоставлении в собственность земельного участка, возложить обязанность предоставить в собственность земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что является отцом ребенка-инвалида ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ. 19 марта 2020 года обратился в администрацию города Тулы с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1075?11 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; правообладатель - муниципальное образование "адрес", ограничения прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано. Письмом от 2 июня 2020 года административному истцу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что земельный участок состоит на кадастровом учете. Административный истец полагал, что администрация нарушает право на получение в собственность бесплатно земельного участка.
Решением Центрального районного суда города Тулы от 19 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 20 октября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 19 декабря 2020 года через Центральный районный суд города Тулы, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2021 года, Сидоров А.С. просит отменить судебные акты, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы ссылается на допущенное судами существенное нарушение норм материального права, неверное установление полномочий органа, наделенного правом на принятие оспариваемого решения. Полагает, что полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, собственность на которые разграничена, с целью предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, у Правительства Тульской области отсутствуют. Указывает, что министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обладает правом распоряжения муниципальной собственностью, собственность на которые разграничена. Испрашиваемый земельный участок находится в собственности муниципального образования города Тулы, в связи с чем органом уполномоченным распоряжаться испрашиваемым земельным участком является администрация города Тулы, а именно комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, а вывод судов о том, что в случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, земельный участок не должен стоять на государственном кадастровом учете ошибочен. Выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что земельный участок для граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка, должен быть изначально сформирован для целей бесплатного предоставления.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, является отцом ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которому установлена инвалидность, категория "ребенок-инвалид" до ДД.ММ.ГГГГ.
19 марта 2020 года Сидоров А.С. обратился в администрацию города Тулы с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования "адрес", площадью 1075?11 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщением от 14 апреля 2020 года административный истец уведомлен о направлении администрацией города Тулы запросов, необходимых для рассмотрения заявления и разъяснено, что рассмотрение заявления будет возобновлено после получения дополнительных сведений.
Согласно ответу администрации города Тулы от 2 июня 2020 года N основания для предоставления в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют. Сидорову А.С. разъяснены положения Закона Тульской области от 25 июня 2015 года N 2314-ЗТО "Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", Закона Тульской области от 26 октября 2015 года N 2362-ЗТО "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно". Указано, что в целях реализации права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, гражданин обращается в орган, уполномоченный на распоряжение соответствующим земельным участком, в данном случае в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, приложив графический материал расположения испрашиваемого земельного участка. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка. В случае возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, согласно представленному графическому материалу, формирование земельного участка осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, участок не должен состоять на государственном кадастровом учете.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Сидорова А.С, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что заявление Сидорова А.С. рассмотрено в установленном законом порядке, по существу поставленных в нем вопросов, заявителю дан мотивированный ответ в рамках компетенции органа местного самоуправления. Оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов административного истца. В целях реализации Сидоровым А.С. права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, а именно в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, приложив графический материал примерного расположения испрашиваемого земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления (статья 10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину и юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации полномочий органов государственной власти Тульской области в сфере земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Тульской областной Думой принят Закон Тульской области от 25 июня 2015 года N 2314-ЗТО "Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", которым установлены возможность предоставления гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Тульской области, в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если они воспитывают ребенка-инвалида или детей-инвалидов.
В соответствии со статьей 2 Закона Тульской области от 26 октября 2015 года N 2362-ЗТО "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия земельного участка в границах соответствующего муниципального образования земельный участок предоставляется в муниципальном образовании, имеющем общую границу с данным муниципальным образованием (часть 1).
Гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен следующими способами (часть 2):
1) гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно;
2) гражданин самостоятельно обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в правительство области или орган местного самоуправления, которое подлежит рассмотрению в соответствии с земельным законодательством;
3) гражданин обращается в правительство области или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка. В случае, если образование земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, возможно в соответствии с требованиями земельного законодательства, правительство области или орган местного самоуправления обеспечивает подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Сформированные для целей бесплатного предоставления отдельным категориям граждан земельные участки в силу части 2 статьи 2 Закона Тульской области от 26 октября 2015 года N 2362-ЗТО "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" подлежат включению в перечни земельных участков, формирование которых осуществляется в порядке, установленном статьей 5 указанного Закона, и предоставляются таким гражданам в порядке очередности.
Спорный земельный участок не относится к земельному участку, сформированному для целей бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Тульской области от 26 октября 2015 года N 2362-ЗТО "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно".
Статья 6 Закона Тульской области от 26 октября 2015 года N 2362-ЗТО "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" содержит основания для отказа в предоставлении гражданам земельных участков в собственность бесплатно.
Сидоров А.С. не лишен права на получение земельного участка способами определенными статьей 2 названного Закона.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов об отказе административному истцу в удовлетворении заявленного административного иска основанными на требованиях действующего законодательства и обстоятельствах дела. Само по себе, то обстоятельство, что истребуемый земельный участок находится в муниципальной собственности, не свидетельствует об обязанности администрации предоставить любой выбранный заявителем земельный участок. Выбранный административным истцом земельный участок в перечень земельных участков, формирование которых осуществляется в порядке, установленном законом, и предоставляются таким гражданам в порядке очередности, не включен. Следовательно, оспариваемый ответ администрации не противоречит требованиям закона и прав Сидорова А.С. не нарушает.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Довод кассационной жалобы о том, что полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, собственность на которые разграничена, с целью предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, принадлежат администрации города Тулы, а не Правительству Тульской области, подлежит отклонению.
В соответствии с подпунктами 45, 46, 47, 49-54, 58, 70 пункта 5 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 13 октября 2016 года N 452, министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящейся в собственности Тульской области, за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности области, представление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области.
В установленном порядке принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, органам государственной власти, казенным предприятиям и государственным учреждениям, физическим и юридическим лицам.
Согласно подпункту 57 пункта 5 Положения N 452, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области осуществляет функции, в том числе по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством Тульской области право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
Следовательно, административному истцу обоснованно рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тулы от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 20 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сидорова А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.