Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Морсковой М.Р. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) ФИО7
на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 03 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 02 декабря 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, установила:
Морскова М.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Липецке Липецкой области, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Исковые требования обосновывает тем, что 28 декабря 2016 года она обратилась в УПФР в г. Липецке Липецкой области с заявлением о назначении пенсии. Решением пенсионного органа от 14 июля 2017 года в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет, по данным ответчика имеется 01 год 00 месяцев 24 дня. Считает данное решение незаконным.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 30 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 02 декабря 2020 года, за Морсковой М.Р. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях"; УПФР в городе Липецке Липецкой области обязано засчитать Морсковой М.Р. в страховой стаж периоды работы с 01 января 1991 года по 01 августа 1994 года и с 02 августа 1984 года по 13 июля 2016 года; УПФР в городе Липецке Липецкой области обязано засчитать Морсковой М.Р. в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы: в календарном исчислении с 01 декабря 1991 года по 01 августа 1994 года, в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев периоды работы с 01 августа 1994 года по 26 июля 1995 года, с 10 ноября 1997 года по 25 сентября 2011 года, с 08 октября 2011 года по 19 июня 2016 года; УПФР в городе Липецке Липецкой области обязано назначить Морсковой М.Р. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 28 декабря 2016 года (с момента обращения с заявлением о назначении пенсии).
В кассационной жалобе УПФР в г. Липецке Липецкой области изложена просьба об отмене решения Правобережного районного суда г. Липецка от 30 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллеги по гражданским делам Липецкого областного суда от 02 декабря 2020 года и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Морсковой М.Р. ввиду неправильного применения норм материального права.
Согласно частям 1 и 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28 декабря 2016 года Морскова М.Р. обратилась в УПФР в городе Липецке Липецкой области с заявлением о назначении пенсии.
Решением пенсионного органа от 14 июля 2017 года в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет, по данным ответчика имеется 01 год 00 месяцев 24 дня. В специальный и страховой стаж не были включены следующие периоды работы: с 01 декабря 1991 года по 01 августа 1994 года в должности медсестры травмпункта N в городской поликлинике N "адрес"; с 01 августа 1994 года по 13 июля 2016 года в Клинике Таджикского НИИ акушерства, гинекологии и педиатрии в должности акушера-гинеколога в льготном исчислении 1 год как 1 год 06 месяцев.
Отказ включить указанные периоды в специальный стаж мотивирован тем, что в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, осуществляющей лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781; в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидимиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464; в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения вышеуказанное учреждение не предусмотрено, а также в связи с отсутствием подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение компетентным органом Республики Таджикистан. Кроме этого, из подсчета специального стажа исключены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 27 июля 1995 года по 09 ноября 1997 года и периоды отпуска без сохранения заработной платы.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно пункту 1 статьи 8 указанного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Исходя из положений части 1.1 статьи 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Морскова М.Р. осуществляла деятельность в период с 01 декабря 1991 года по 01 августа 1994 года в должности медсестры травмпункта N в городской поликлинике N "адрес"; 11 августа 1993 года принята на работу в Клинику Таджикского НИИ акушерства, гинекологии и педиатрии врачом-интреном по акушерству и гинекологии, уволена 29 июля 1994 года; 01 августа 1994 года зачислена младшим научным сотрудником - врачом акушером-гинекологом в отделение невынашивания беременности; 30 октября 1998 года избрана по конкурсу научным сотрудником - врачом акушером-гинекологом акушерского отделения; 21 ноября 2001 года избрана по конкурсу научным сотрудником - врачом акушером-гинекологом акушерского отделения; 26 октября 2007 года избрана по конкурсу научным сотрудником - врачом акушером-гинекологом акушерского отделения; 20 ноября 2011 года избрана по конкурсу научным сотрудником - врачом акушером-гинекологом акушерского отделения, уволена 13 июля 2016 года. С 02 сентября 2016 года по настоящее время работает в ГУЗ "Липецкий городской родильный дом" в должности врача акушера-гинеколога.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидимиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), подлежащих применению к спорным отношениям, с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Разрешая заявленные требования, применяя указанные выше положения закона с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в городе Москве 13 марта 1992 года, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обосновано пришли к выводу о необходимости засчитать в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы: в календарном исчислении с 01 декабря 1991 года по 01 августа 1994 года в должности медсестры травмпункта N в городской поликлинике N "адрес" и в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев периоды работы с 01 августа 1994 года по 26 июля 1995 года, с 10 ноября 1997 года по 25 сентября 2011 года, с 08 октября 2011 года по 19 июня 2016 года в Клинике Таджикского НИИ акушерства, гинекологии и педиатрии.
При этом судами учтено, что в материалы дела представлена справка от 07 апреля 2017 года N, выданная Городским центом здоровья N Управления здравоохранения "адрес", согласно которой Морскова М.Р. работала в должности медицинской сестры травмпункта N Городской поликлиники N "адрес", с предоставлением сведений о заработной плате, направленная в УПФР в г. Липецке на запрос от 11 января 2017 года N Управлением Агентства социального страхования и пенсии в "адрес".
Судами установлено, что согласно Уставу Государственного учреждения "Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и перинатологии" основными направлениями деятельности института являются проведение научно-исследовательских разработок в акушерстве, гинекологии и перинатологии; разработка основных научно-методических рекомендаций, направленных на улучшение акушерско-гинекологической и перинатальной помощи в настоящих условиях. В структуру института входят акушерское, гинекологическое, неонатальное отделения, в учреждении создана клиника, основными задачами которой являются оказание специализированной стационарной, амбулаторной помощи лицам, которые находятся на контроле клиники.
В материалах дела имеется уточняющая справка от 26 сентября 2016 года N412, выданная Государственным учреждением "Таджикский научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и перинатологии", содержащая реквизиты учреждения, подпись уполномоченных должностных лиц и печать, с указанием периодов работы, в том числе в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели с оплатой 1, 0 ставки согласно штатному расписанию. В справке указаны основания выдачи: личная карточка Ф Т- ДД.ММ.ГГГГ - 2016 г, приказы по личному составу за 1993 - 2016 г, штатные расписания за 1993-2016 г, тарификационные списки за 1993-2016 г, книги по начислению заработной платы за 1993-2016 г, истории болезни, истории родов за 1993-2016 г, операционные журналы за 1993-2016 г, устав ТНИИ АГиП и клиники.
Помимо этого, в материалах дела имеется уточняющая справка об участии Морсковой М.Р. в акушерских операциях и клинической работе от 30 октября 2017 года N571, выданная Государственным учреждением "Таджикский научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и перинатологии". В данной справке отражены операции, которые проводила Морскова М.Р. за период своей работы в указанном учреждении за период с 1997 года по 2016 год.
При рассмотрении дела суду первой инстанции представлены сведения о заработной плате истца с указанием сведений об отчислении из заработной платы страховых взносах в пенсионный фонд Республики Таджикистан, сведения об уплате страховых взносов в Агентство социального страхования и пенсии, выданные Региональным центром персонифицированного учета Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан, согласно которой Морскова М.Р. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в Агентстве социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан.
Применяя положения частей 1, 2 статьи 22 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" суды обосновано пришли к выводу об обязании ответчика назначить Морсковой М.Р. страховую пенсию по старости со дня обращения - 28 декабря 2016 года.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Правобережного районного суда г.Липецка от 03 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 02 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.