Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Близнякова В.И, Близнякова А.В. к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, министерству строительного комплекса Московской области о признании решения незаконным, обязании предоставить денежную выплату для приобретения жилого помещения
по кассационным жалобам: администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области
на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 29 января 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, объяснения Близнякова В.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Близняков В.И. и Близняков А.В. обратились в суд с иском к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и Министерству строительного комплекса Московской области, просили: признать незаконным решение администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 9 октября 2018 г. N ЛП-94 об утрате права на улучшение жилищных условий путем предоставления единовременной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета; обязать министерство строительного комплекса Московской области и администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области предоставить денежную выплату для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета; восстановить право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 29 января 2019 г, исковые требования Близнякова В.И. и Близнякова А.В. удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области N ЛП-94 от 9 октября 2018 г. в предоставлении Близнякову В.И, Близнякову А.В. единовременной денежной выплаты гражданам, уволенным с военной службы. На администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области возложена обязанность предоставить Близнякову В.И, Близнякову А.В. единовременную денежную выплату гражданам, уволенным с военной службы, на приобретение или строительство жилого помещения, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели в соответствующем финансовом году в виде субвенции из бюджета Московской области бюджету Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2019 г. указанное решение оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2019 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Московский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 сентября 2020 г. решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 29 января 2019 г, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчики администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области ставят вопрос об отмене решения и апелляционного определения как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушения допущены судами нижестоящих инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Близняков В.И. является пенсионером Вооруженных сил России, уволен в запас на основании приказа Главнокомандующего войсками противовоздушной обороны N 106 от 21 февраля 1994 г. по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Постановлением Главы администрации Сергиево-Посадского муниципального района N 206 от 22 февраля 1999 г. Близняков В.И. по ходатайству в/ч 83571 принят совместно с сыном Близняковым А.В. и женой Близняковой Л.И. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после завершения службы.
Решением Сергиево-Посадского городского суда от 15 июня 2009 г. за супругой Близнякова В.И. - Близняковой Л.Н. в порядке приватизации признано право собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", "адрес". Близняков В.И. и Близняков А.В. дали согласие на приватизацию квартиры на имя Близняковой Л.Н, отказавшись от права на приватизацию.
20 января 2010 г. брак между Близняковой Л.Н. и Близняковым В.И. расторгнут.
Заявлением от 5 марта 2011 г. Близняков В.И. дал согласие на участие в Федеральной целевой программе "Жилище" и избрал форму предоставления жилья в виде денежной компенсации на семью из двух человек с сыном Близняковым А.В.
На основании решения жилищной комиссии администрации Сергиево-Посадского муниципального района от 27 сентября 2011 г. Близняков В.И. и его сын Близняков А.В. сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "г" пункта 26 постановления Правительства Российской Федерации N1054 от 6 сентября 1998 г.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по гражданскому делу N 2-752/2012 удовлетворены исковые требования Близнякова В.И. к администрации Сергиево-Посадского муниципального района о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в льготной очереди на получение жилого помещения и участия в Федеральной целевой программе "Жилище". Суд признал незаконным решение жилищной комиссии администрации Сергиево-Посадского муниципального района от 27 сентября 2011 г. о снятии Близнякова В.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, на администрацию Сергиево-Посадского муниципального района возложена обязанность восстановить Близнякова В.И. и члена его семьи Близнякова А.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и участия в федеральной целевой программе "Жилище".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 июля 2012 г. указанное решение Сергиево-Посадского городского суда оставлено без изменения.
Определением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 18 апреля 2013 г. разъяснено, что в соответствии с решением Сергиево-Посадского городского суда от 28 марта 2012 г. Близняков В.И. с сыном Близняковым А.В. обеспечивается жилым помещением в рамках Федерального закона РФ от 8 декабря 2010 г. N 342/ФЗ "О внесении изменений в закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" без предоставления дополнительных документов и обязательства о сдаче жилого помещения.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района N 749-ПГ от 8 июня 2015 г. Близняковы восстановлены на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и на момент разрешения спора состояли на таком учете.
Близняков В.И. обратился в администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с просьбой о предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья. Письмом администрации Сергиево-Посадского муниципального района NЛП-94 от 9 октября 2018 г. Близнякову В.И. отказано в предоставлении выплаты.
Близняковы, считая свои права нарушенными отказом в предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, обратились в суд с настоящим иском, указав в качестве ответчиков администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области, направившее в его адрес сообщение от 24 июня 2013 г, согласно которому оснований для предоставления истцам единовременной выплаты не имеется.
Разрешая спор по существу заявленных Близняковым В.И. и Близняковым А.В. требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон о статусе военнослужащих), статей 2 - 4, 8 Закона Московской области от 25 марта 2011 г. N 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей" (далее по тексту - Закон Московской области от 25 марта 2011 г. N 34/2011-ОЗ), исследовав представленные доказательства и установив вышеуказанные обстоятельства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку, истцы с 1999 г. состоят на учете нуждающихся в получении жилья, при этом до настоящего времени истец Близняков В.И, как бывший военнослужащий, свои жилищные права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья по вине ответчиков не реализовал.
При этом суд установилотсутствие у Близнякова В.И. жилья на праве собственности и исходил из того, что факт отказа истцов от приватизации жилого помещения, в котором они проживают, не является намеренным отчуждением данного жилого помещения и основанием для применения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку на объем прав истцов не влияет.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Дополняя выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, судебная коллегия отклонила доводы администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о недоказанности Близняковым В.И. нуждаемости в предоставлении жилья, установив отсутствие у него в собственного жилого помещения, поскольку зарегистрированное за ним в ЕГРН на праве собственности недвижимое имущество в виде жилого дома площадью 36, 1 кв.м. в СНТ "Звездочка" фактически является нежилым зданием, поскольку не отвечает требованиям к жилым домам.
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение приняты с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абзаца 1 пункта 2.1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Из содержания указанных норм следует, что единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения является одной из форм реализации права военнослужащего и членов чего семьи, проживающих совместно с ним, на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Согласно статье 15.1 Закона о статусе военнослужащих норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1).
Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи (пункт 4).
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленные пунктом 16 и абзацами первым - третьим пункта 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153, для участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 16 названных выше Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина; 42 квадратных метра - на семью из 2 человек; по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров (в том числе в отношении категории граждан, указанной в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил). При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
Абзацами первым - третьим пункта 16(2) указанных выше Правил предусмотрено, что в случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а", "б" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
В случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.
В случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Согласно статье 4 Закона Московской области от 25 марта 2011 г. N 34/2011-ОЗ расчетная площадь жилого помещения, учитываемая при определении размера общей площади предоставляемого гражданину и совместно проживающим членам семьи жилого помещения в соответствии с Федеральным законом, определяется в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", исходя из нормы предоставления площади жилого помещения 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (пункт 1).
В пределах расчетной площади жилого помещения жилые помещения предоставляются гражданам, если:
1) гражданин и (или) совместно проживающие члены семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
2) гражданином, проживающим в жилом помещении на основании договора социального найма, и совместно проживающими членами семьи принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
3) гражданином и совместно проживающими членами семьи принимается обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения для постоянного проживания, принадлежащего ему и (или) совместно проживающим членам семьи на праве собственности и не имеющего обременений (пункт 3).
В случае отчуждения гражданином и (или) совместно проживающими членами семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) совместно проживающим членам семьи на праве собственности, после принятия гражданина уполномоченным органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (за исключением случая, указанного в пункте 3 части 3 настоящей статьи) жилое помещение в соответствии с Федеральным законом предоставляется гражданину и совместно проживающим членам семьи в пределах расчетной площади жилого помещения за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (пункт 4).
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона Московской области от 25 марта 2011 г. N 34/2011-ОЗ в случае несоблюдения пункта 3 части 3 настоящей статьи, предусматривающей, что в пределах расчетной площади жилого помещения жилые помещения предоставляются гражданам, если гражданином и совместно проживающими членами семьи принимается обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения для постоянного проживания, принадлежащего ему и (или) совместно проживающим членам семьи на праве собственности и не имеющего обременений, жилое помещение предоставляется гражданину и совместно проживающим членам семьи в пределах расчетной площади жилого помещения за вычетом общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (пункт 5).
Единовременные выплаты предоставляются гражданам и совместно проживающим членам семьи исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Московской области, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в размере, равном произведению расчетной площади жилого помещения, определенной в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за вычетом общей площади жилого помещения в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Московской области на дату предоставления единовременной выплаты (пункт 6).
Согласно статье 5 Закона Московской области от 25 марта 2011 г. N 34/2011-ОЗ настоящий Закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов Московской области (далее - органы местного самоуправления) следующими государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом (далее - государственные полномочия):
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной выплаты (пункт 1).
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок (пункт 2).
Статьей 7 Закона Московской области от 25 марта 2011 г. N 34/2011-ОЗ определены права и обязанности уполномоченного органа в отношении органов местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий. Так, к обязанностям такого органа относится, в том числе, обеспечение передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.
В силу статьи 8 Закона Московской области от 25 марта 2011 г. N 34/2011-ОЗ финансовое обеспечение исполнения государственных полномочий осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий из бюджета Московской области за счет средств, поступающих из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий, в порядке, предусмотренном настоящим Законом (пункт 1).
Субвенции направляются на предоставление гражданам и совместно проживающим членам семьи жилых помещений в собственность бесплатно или по договорам социального найма или предоставление им единовременной выплаты (пункт 3).
Постановлением правительства Московской области N528/21 от 8 июня 2011 г. утверждён Порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений (далее - Порядок).
Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется в хронологической последовательности, в которой они включены в Сводный список граждан, установленных статьей 2 Закона Московской области N 34/2011-ОЗ по Московской области (далее - Сводный список) (пункт 5).
Разделом IV указанного Порядка определен порядок расчета размера единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Расчет размера единовременной выплаты (ЕДВ) осуществляется уполномоченным органом по формулам: для одиноко проживающего гражданина, для семьи из двух человек, для семьи из трех человек и более.
Пунктом 10 Порядка (в редакции до издания Правительством Московской области постановления от 4 декабря 2018 г. N 907/43) предусмотрено, что формирование Сводного списка осуществляется Министерством строительного комплекса Московской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании списков граждан, представленных уполномоченными органами в Министерство.
На основании Сводного списка и с учетом объема субвенции на соответствующий финансовый год Министерство формирует по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку Список претендентов на обеспечение их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и совместно проживающих членов их семей по Московской области (далее - Список претендентов). Список претендентов утверждается распоряжением Министерства (пункт 11 Порядка).
Постановлением Правительства Московской области от 4 декабря 2018 г. N 907/43 внесены изменения в пункт 10 Порядка, обязанности по формированию сводного списка отнесены к обязанности Министерства жилищной политики Московской области.
Исходя из обоснования заявленных исковых требований, юридически значимыми и подлежащими выяснению с учетом содержания спорных правоотношений сторон и подлежащих применению норм материального права обстоятельствами по настоящему делу являлись, в том числе: наличие у истца права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с учетом совместно проживающих с ним членов семьи; размер единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, подлежащей выплате истцу в целях реализации права на жилище; лица, на которых в силу закона возложена обязанность по реализации осуществления единовременной денежной выплаты.
Однако данные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций надлежащим образом не устанавливались, предметом исследования и оценки судебных инстанций не являлись.
Отклоняя доводы администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о том, что Близняков А.В, который совместно с Близняковым В.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как совместно проживающий с Близняковым В.И. член семьи, 11 февраля 2019 г. обратился в администрацию с заявлением о снятии его с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жильем, суд апелляционной инстанции указал, что указанное обращение имело место после вынесения решения суда первой инстанции и не может являться предметом проверки.
Вместе с тем, суд не проверил, какие обстоятельства послужили основанием для обращения Близнякова А.В. с таким заявлением, когда они возникли и не свидетельствуют ли они о том, что указанный ответчик на момент разрешения спора судом первой инстанции перестал быть совместно проживающим с Близняковым В.И. членом семьи, на которого распространяются социальные гарантии по жилищному обеспечению его как члена семьи военнослужащего.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции Близняков В.И. пояснил, что его сын Близняков А.В. с 2017 г. проживает отдельно от него в Ленинградской области, является военнослужащим и имеет намерение реализовать право на приобретение жилья как военнослужащий самостоятельно.
Кроме того, удовлетворяя исковые требования Близнякова А.В. и Близнякова В.И, суд признал отказ администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области N ЛП-94 от 9 октября 2018 г. в предоставлении Близнякову В.И, Близнякову А.В. единовременной денежной выплаты гражданам, уволенным с военной службы незаконным и возложил на администрацию и Министерство строительного комплекса Московской области обязанность предоставить Близнякову В.И, Близнякову А.В. единовременную денежную выплату гражданам, уволенным с военной службы, на приобретение или строительство жилого помещения, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели в соответствующем финансовом году в виде субвенции из бюджета Московской области бюджету Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
Доводы Министерства строительного комплекса Московской области о том, что оно не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, судом апелляционной инстанции проверены не были, тогда как указанным ответчиком в материалы дела представлено Положение о Министерстве жилищной политики Московской области, утверждённое постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 г. N688/35, согласно которому указанное Министерство является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части исполнения полномочий в сферах жилищной политики. Данные доводы также подлежали оценке применительно к пункту 10 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Московской области N 528/21 от 8 июня 2011 г, определяющего полномочия по формированию Сводного списка граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями.
В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.
Между тем судебные постановления по настоящему делу данным требованиям норм процессуального права не соответствуют, поскольку не содержат указаний на то, кто из ответчиков и какие конкретно действия должен совершить в целях предоставления Близнякову В.И, Близнякову А.В. единовременной денежной выплаты.
Размер выплаты, обязанность по предоставлению которой возложена на ответчиков, применительно к разделу IV Порядка утверждённого постановлением Правительства Московской области N 528/21 от 8 июня 2011 г. не установлен.
В этом связи апелляционное определение не может быть признано законным и подлежит отмене с направлением дело на новое апелляционное рассмотрение.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 сентября 2020 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Московский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.