Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Тарасовой С.М, Филатовой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаджян Г.С. к администрации Богородского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия незаконным, обязании выделить участок, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе администрации Богородского района Нижегородской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 1 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Тарасовой С.М, судебная коллегия
установила:
Абаджян Г.С, обратившись в суд к администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, просил
признать незаконным бездействие администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непредставлении Абаджяну Г.С. и его семье земельного участка до настоящего времени;
обязать администрацию Богородского муниципального района Нижегородской области выделить Абаджяну Г.С. и его семье земельный участок на территории "адрес" площадью не менее 15 соток;
взыскать с администрации Богородского муниципального района в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб, возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Определением суда от 15 января 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен КУМИ администрации Богородского муниципального района Нижегородской области.
Решением Богородского городского суда Нижегородской области от 3 марта 2020 г. в удовлетворении исковых требований Абаджян Г.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 1 сентября 2020 г. решение городского суда отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Абаджяна Г. С. к администрации Богородского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выделить земельный участок, возмещении судебных расходов. В этой части принято новое решение, которым исковые требования Абаджяна Г. С. удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непредставлении Абаджяну Г.С. и членам его семьи земельного участка.
На администрацию Богородского муниципального района Нижегородской области возложена обязанность предоставить Абаджяну Г.С. и членам его семьи в установленном законом порядке земельный участок на территории "адрес" площадью 0, 15 га.
С администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в пользу Абаджяна Г.С. взыскано возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе администрация Богородского района Нижегородской области просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 1 сентября 2020 г. отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверив законность обжалуемого судебного постановления в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для ее удовлетворения не установила.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Абаджян Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО5 От брака они имеют троих детей ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья истца является многодетной, что подтверждено удостоверением.
17 мая 2012 г. Абаджян Г.С. обратился в администрацию Починковского муниципального района Нижегородской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду сроком на 3 года для строительства индивидуального жилого дома и последующего после завершения строительства и государственной регистрации права собственности на него бесплатного предоставления в собственность земельного участка на территории "адрес" в соответствии с "адрес" от 1 декабря 2011 г. N 168-З. По возможности просил предоставить земельный участок на территории "адрес".
11 сентября 2014 г. Абаджян Г.С. обратился в администрацию Богородского муниципального района Нижегородской области с аналогичным заявлением о предоставлении земельного участка для ИЖС на территории данного муниципального образования.
Решением Комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена, для ИЖС на территории Богородского муниципального района Нижегородской области от 24 сентября 2014 г. Абаджян Г.С. и члены его семьи приняты на учет.
Согласно сообщению администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 23 мая 2019 г, номер очереди многодетной семьи истца в списке очередности многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для ИЖС, - 55. В настоящее время земельные участки, предназначенные для включения в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность для ИЖС на территории Богородского муниципального района Нижегородской области, отсутствуют. Истцу разъяснен порядок приобретения земельного участка на территории "адрес" для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с ответом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 11 июня 2019 г. на обращение истца, номер очереди семьи истца в списке очередности многодетных семей на предоставление земельных участков для ИЖС на территории Починковского муниципального района "адрес" - 14. Сообщено, что по информации администрации "адрес", в 2019 году начаты работы по формированию новых земельных участков на территории деревень "адрес", после чего они будут включены в перечень для предоставления многодетным семьям.
До настоящего времени земельный участок истцу и членам его семьи не предоставлен.
21 декабря 2018 г. постановлением администрации г. Нижний Новгород утверждена муниципальная программа "Обеспечение граждан города Нижний Новгород доступным и комфортным жильем" на 2019-2024 годы.
В соответствии с пунктом 3.3.2.1 подпрограммы 3.3 "Инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению многодетным семьям для жилищного строительства" в целях решения основных задач Программы осуществляется реализация мер, направленных на развитие жилищного строительства и предусматривающих обеспечение жильем различных категорий граждан. В настоящее время в список многодетных семей с тремя-пятью детьми, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для ИЖС, включено 210 многодетных семей. Земельные участки для многодетных семей общей площадью 498 000 кв.м. выделены в "адрес" около д. Сысоевка. В результате реализации указанной подпрограммы планируется к 2021 году выполнить работы по обеспечению инженерной инфраструктурой 200 земельных участков в районе "адрес" и 5 участков - под размещение общественных зданий, КБО, школы, детских садов.
Возражения администрации Богородского муниципального района Нижегородской области относительно исковых требований сводятся к тому, что в настоящее время на территории данного муниципального образования отсутствуют сформированные земельные участки для предоставления в собственность, а Законом Нижегородской области от 1 декабря 2011 г. N 168-З не установлены сроки нахождения многодетной семьи в очередности до момента предоставления земельного участка.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации Богородского муниципального района по непредставлению Абаджяну Г.С. и его семье земельного участка не доказано, в настоящее время земельные участки для передачи в собственность многодетной семье у районной администрации отсутствуют.
Не соглашаясь с таким выводом, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-О, Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Таким образом, предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества.
Статья 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1119-р "Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей").
В Нижегородской области указанные вопросы регламентированы Законом Нижегородской области от 1 декабря 2011 г. N 168-З "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории "адрес"".
Согласно статье 2 названного Закона N 168-З, право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, все члены которых являются гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания родителей либо единственного родителя многодетной семьи на территории Нижегородской области не менее 5 лет до момента подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка.
В целях настоящего Закона многодетной семьей признается семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более детей.
Земельный участок в соответствии с настоящим Законом предоставляется однократно бесплатно в общую долевую собственность членам многодетной семьи в равных долях в порядке, установленном настоящим Законом (часть 1 статьи 3 Закона).
Очередность бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям определяется в хронологической последовательности исходя из даты постановки многодетных семей на учет (ч. 2 ст. 3 Закона).
Органы исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющие управление в области имущественно-земельных отношений, и органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования Нижегородской области ежегодно в срок до 1 марта текущего года формируют и утверждают перечни земельных участков соответственно из земель, находящихся в государственной собственности Нижегородской области или муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенные для бесплатного предоставления многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества (часть 5 статьи 3).
Предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность на территории Нижегородской области для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, имеющим трех-пятерых детей, составляют: максимальный размер земельного участка - 0, 15 га; минимальный размер земельного участка - 0, 06 га (статья 5).
Многодетная семья считается реализовавшей право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность после регистрации права собственности на земельный участок (часть 10 статьи 3).
Между тем, с момента постановки семьи Абаджяна Г.С. на учет желающих приобрести земельный участок в аренду для ИЖС с последующим приобретением его в собственность (24 сентября 2014 г.) до момента обращения истца в суд - 15 ноября 2019 г. прошло более пяти лет, между тем, земельный участок истцу и его семье не предоставлен ввиду невыполнения обязанности публичного органа по формированию и обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
Указанные обстоятельства судом апелляционной инстанции признаны свидетельствующими о непринятии администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области должных и действенных мер для обеспечения земельных участков на территории муниципального образования инженерной инфраструктурой на протяжении длительного времени, предшествующего обращению истца в суд, что ведет к нарушению конституционных прав и законных интересов истца и членов его семьи.
Доводы стороны ответчика об отсутствии на территории Богородского муниципального района Нижегородской области в настоящее время земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, и отсутствии в Законе N168-З сроков предоставления земельных участков с момента постановки на учет признаны не свидетельствующими об обратном.
Само по себе отсутствие у органа местного самоуправления достаточных средств на обеспечение земельных участков необходимой инфраструктурой и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал заявленные по делу исковые требования подлежащими удовлетворению.
При этом судебная коллегия областного суда отметила, что земельный участок истцу должен быть предоставлен с учетом существующей очередности; оснований для внеочередного предоставления истцу земельного участка по данному делу не установлено.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит, что выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих компетенцию органов местного самоуправления с учетом поставленных перед ними Конституцией Российской Федерации и Президентом Российской Федерации задач, отвечают принципу соблюдения баланса интересов. Оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом судебном постановлении.
Иное мнение о характере разрешения спора выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить в качестве основания для отмены оспариваемого судебного постановления по делу в кассационном порядке.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 1 сентября 2020 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Богородского района Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.