Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А.
судей Тарасовой С.М, Филатовой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ельца Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка и провести рекультивацию земельного участка
по кассационной жалобе администрации городского округа город Елец Липецкой области на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 2 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Тарасовой С.М.; выслушав возражения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лаптева Олега Николаевича против доводов кассационной жалобы; судебная коллегия
установила:
Прокурор города Ельца Липецкой области, обратившись в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать администрацию городского округа "адрес" разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым N расположенного по адресу: "адрес", - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N800 "О проведении рекультивации и консервации земель" и провести рекультивацию указанного земельного участка согласно проекту, получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Решением Елецкого городского суда Липецкой области от 2 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 августа 2020 г, исковое заявление прокурора города Ельца Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
Администрация городского округа город Елец обязана в срок до 31 декабря 2020 г. разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым N, расположенного по названному выше адресу, соответствующий нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды; а также в срок до 31 декабря 2021 г. провести рекультивацию указанного земельного участка согласно проекту, соответствующему нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В кассационной жалобе администрация городского округа город Елец Липецкой области просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, вынести новое решение об отказе в иске.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для ее удовлетворения не установила.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что администрации г.о. город Елец Липецкой области на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N по адресу: "адрес", - площадью 216 200 кв.м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для свалки.
В ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов на земельном участке с кадастровым N прокуратурой города Ельца по поручению прокуратуры Липецкой области по материалам управления Росприроднадзора по Липецкой области установлено, что до 2009 года указанный земельный участок использовался для размещения городской свалки. Распоряжением администрации города Ельца Липецкой области от 24 декабря 2008 г. N 1798-р с 1 января 2009 г. прекращен вывоз твердых бытовых отходов и промышленных отходов на городскую свалку.
25 декабря 2017 г. в ходе осмотра при проведении внеплановой выездной проверки управлением Росприроднадзора по Липецкой области установлено размещение отходов производства и потребления на почве данного земельного участка, то есть установлено наличие свалки отходов производства и потребления.
18 января 2018 г. в рамках проведения внеплановой выездной проверки повторно произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым N, в ходе которого вновь было установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Администрации г.о. город Елец было выдано предписание от 29 января 2018 г. об обеспечении рекультивации названного земельного участка в соответствии с действующим законодательством в срок до 31 декабря 2019 г.
20 января 2020 г. управлением Росприроднадзора по Липецкой области с целью контроля исполнения выданного предписания был произведен осмотр земельного участка, в ходе которого установлено размещение отходов производства и потребления.
В период с 8 по 9 апреля 2020 г. в ходе совместной проверки управления экологии и природных ресурсов и прокуратуры г. Ельца выявлено, что на всей территории земельного участка с кадастровым N находятся многочисленные навалы разнородных отходов различной площади и объема. Указанные обстоятельства подтверждены актом осмотра территории от 9 апреля 2020 г, фототаблицей к акту осмотра территории земельного участка с кадастровым N; материалом проверки управления Росприроднадзора по Липецкой области.
23 ноября 2017 г. от имени г.о. город Елец в целях обеспечения муниципальных нужд города Комитет по коммунальному хозяйству администрации городского округа город Елец (муниципальный заказчик) и ООО Проектная фирма "ГОСТ-Стандарт" заключили муниципальный контракт по оказанию услуг по разработке проектной документации по объекту "Рекультивация земельного участка в д. Дмитриевка, Елецкого района" со сроком исполнения - 25 декабря 2017 г.
Разработанный на основании указанного муниципального контракта проект не получил положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно заключению государственной экологической экспертизы проектной документации "Рекультивация земельного участка в д. Дмитриевка Елецкого района" от 25 декабря 2018 г, представленные материалы по объему и содержанию не соответствуют нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, необходимо доработать представленные материалы по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.
Согласно справке ООО Проектной фирмы "ГОСТ-Стандарт" N133 от 29 мая 2020 г. проектная документация по объекту разработана в полном объеме и направлена в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия для проведения государственной экологической экспертизы.
Надлежаще оценив представленные доказательства, городской суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что допущенные ответчиком нарушения ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Елецкого района, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Предметом проверки и судебной оценки был довод стороны ответчика о том, что проектная документация по рекультивации земельного участка с кадастровым N на момент вынесения судом решения уже была разработана ООО Проектной фирмой "ГОСТ-стандарт".
Отклоняя его, суд апелляционной инстанции указал, что данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для отказа в иске, поскольку с 2017 года проект рекультивации указанного земельного участка, получившего в соответствии с требованиями закона положительное заключение государственной экологической экспертизы, администрацией не представлен. Также не представлены доказательства устранения нарушений требований земельного и природоохранного законодательства.
Сроки, необходимые для выполнения исковых требований прокурора, судебные инстанции сочли разумными и достаточными, признали, что доказательства неисполнимости требований истца не представлены.
При таких обстоятельствах судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 3, 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 3, 5, 6, 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 признали заявленные в интересах неопределённого круга лиц требования подлежащими удовлетворению.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит, что выводы судебных инстанций мотивированы, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, соответствуют установленным обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств. Оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Иное мнение о характере разрешения спора, субъективное толкование норм права выводы судебных инстанций не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить в качестве основания для отмены судебных постановлений по делу в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемых судебных постановлениях.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елецкого городского суда Липецкой области от 2 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 августа 2020 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Елец Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.