Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Стукалова В.С. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании права на получение назначенной за выслугу лет пенсии по должностному окладу 10 тарифного разряда, взыскании недоплаты пенсии, возложении обязанности производить расчет пенсии из денежного довольствия по 10 тарифному разряду должностного оклада, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области
на решение Центрального районного суда г.Воронежа от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 01 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, установила:
Стукалов В.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Воронежской области) о признании права на получение назначенной за выслугу лет пенсии по должностному окладу 10 тарифного разряда, взыскании недоплаты пенсии, возложении обязанности производить расчет пенсии из денежного довольствия по 10 тарифному разряду должностного оклада.
Требования обосновывает тем, что с 05 ноября 2002 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в размере 59% за 23 года прохождения службы во внутренних войсках МВД РФ в войсковой части 3677 по должности командира взвода по 9 тарифному разряду в звании старшего прапорщика. Начиная с 01 июля 2002 года военнослужащим, исполняющим на день увольнения воинские должности, подлежащие замещению офицерами и не имевших воинских званий офицеров, в денежное довольствие для исчисления стали включать оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями. Поскольку на момент увольнения со службы он занимал, подлежащую замещению офицерским составом, его должностной оклад для расчета назначения пенсии подлежал применению по 10 тарифному разряду.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 14 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 01 октября 2020 года, исковые требования Стукалова В.С. удовлетворены. За Стукаловым В.С. признано право на получение назначенной за выслугу лет пенсии с 05 ноября 2002 года по должностному окладу 10 тарифного разряда; с ГУ МВД РФ по Воронежской области в пользу Стукалова В.С. взыскана недоплата пенсии за период с 05 ноября 2002 года по 31 марта 2020 года в размере 126418 рублей; ГУ МВД РФ по Воронежской области обязано производить расчет пенсии Стукалова В.С. с 01 апреля 2020 года из должностного довольствия по 10 тарифному разряду должностного оклада.
В поданной кассационной жалобе ГУ МВД России по Воронежской области просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая, что в отношении истца при исчислении пенсии должен применяться девятый тарифный разряд, поскольку истец занимал нетиповую должность, увольнение было произведено с должности, тарифицированной по 9 разряду.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу не допущено.
Как установлено судами, Стукалов В.С. с 05 ноября 2002 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД. На момент увольнения он занимал должность командира взвода войсковой части N, имел звание старшего прапорщика. Должностной оклад ему был установлен по девятому тарифному разряду.
Из материалов дела следует, что должность командира взвода, которую занимал Стукалов В.С. перед увольнением со службы, относилась к должностям, подлежащим замещению офицерским составом.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлены виды, порядок назначения, выплаты пенсий и пособий, исчисления выслуги лет, а также перерасчета пенсий лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу.
Согласно пункту 1 статьи 43 указанного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 - 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
На основании подпункта "а" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей до 1 января 2002 года) предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" внесены изменения, вышеуказанный пункт изложен в новой редакции, согласно которой размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.
Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.
При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Во исполнение вышеназванного Федерального закона от 7 мая 2002 года N49-ФЗ и Указов Президента Российской Федерации от 4 марта 2002 года N 249 "О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих" и от 1 июня 2002 года N 537 "О денежном довольствии военнослужащих" Правительством Российской Федерации вынесено Постановление от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих".
Данным Постановлением с 1 июля 2002 года были установлены размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; ранее действовавшая тарифная сетка должностных окладов прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года N 340, была отменена.
Установление же должностных окладов по другим (нетиповым) должностям возложено на руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Приказом МВД Российской Федерации от 8 августа 2002 года N 754 "Об установлении окладов денежного содержания и некоторых дополнительных выплатах денежного довольствия военнослужащих" установлены тарифные разряды и размеры месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (приложение N 1) (п. 1.1).
В соответствии с пунктом 3.1 данного Приказа МВД Российской Федерации от 8 августа 2002 года N 754 выплата месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями и надбавки за выслугу лет в размерах, указанных в приложениях N 1 к настоящему приказу, производится с 1 июля 2002 года.
В Приложении N1 к приказу МВД России от 8 августа 2002 года N 754 должность командира взвода* (кроме особо поименованных) отнесена к воинским должностям, подлежащим комплектованию офицерами, по ней установлен десятый тарифный разряд и оклад -1600 рублей.
Согласно примечанию: знаком * помечены типовые воинские должности, оклады по которым установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462.
В соответствии с Приказом МВД России от 19 ноября 2002 года N 1117 "Об утверждении перечней воинских должностей, замещаемых офицерами, и соответствующих им воинских званий, тарифных разрядов офицеров и высших офицеров внутренних войск МВД России" воинская должность командира взвода (кроме особо поименованных) также соответствует десятому тарифному разряду по воинскому званию старшего лейтенанта.
Аналогичный разряд был предусмотрен для данной должности и Приказами МВД России от 21 сентября 2009 года N 722 "Об окладах денежного содержания военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту", от 17 мая 2011 года N 385 "Об окладах денежного содержания военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту".
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что должностной оклад для расчета пенсии истцу подлежал применению по десятому тарифному разряду, поскольку должность командира взвода, которую занимал Стукалов В.С. перед увольнением со службы, относилась к должностям, подлежащим замещению офицерским составом. Также представленный Стукаловым В.С. расчет задолженности за период с 05 ноября 2002 года по 31 марта 2020 года в размере 126418 рублей проверен судами первой и апелляционной инстанций, признается арифметически верным. Контррасчет ответчиком не представлен.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 07 мая 2002 года N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих", Приказа МВД Российской Федерации от 08 августа 2002 года N 754 "Об установлении окладов денежного содержания и некоторых дополнительных выплатах денежного довольствия военнослужащих"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ГУ МВД России по Воронежской области в жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Центрального районного суда города Воронежа от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 01 октября 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.