Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании 1 марта 2021 года гражданское дело N2-5656/2019 по иску Фатиной ФИО10 к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка
по кассационной жалобе Фатиной ФИО11
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав пояснения представителя истца Лопухова М.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, установила:
Фатина М.М. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 23 декабря 2019 года исковые требования Фатиной М.М. удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства социального развития Московской области, сформулированный в уведомлении N Z00-2019-06-17_6249 от 17 июня 2019 года, в назначении Фатиной М.М. ежемесячной выплаты на ребенка ФИО12. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность назначить Фатиной М.М. ежемесячную выплату при рождении первого ребенка ФИО13, предусмотренную Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", по заявлению от 17 июня 2019 года. С Министерства социального развития Московской области в пользу Фатиной М.М. взысканы судебные расходы в размере 300 рублей по уплате государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований Фатиной М.М. отказано.
В поданной кассационной жалобе Фатина М.М. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фатина М.М. обратилась в Министерство социального развития Московской области с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Решением от 17 марта 2019 года N 96376 ответчик отказал в назначении Фатиной М.М. данного пособия в связи с непредставлением сведений о доходах отца за период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2019 года, а также указал, что по сведениям ЕГРЮЛ ФИО14 является генеральным директором и соучредителем "данные изъяты".
Между тем по сведениям ЕГРЮЛ генеральным директором и участником "данные изъяты" является ФИО15 с ИНН "данные изъяты", в то время, как ФИО16, являющийся отцом первого ребенка истца, имеет ИНН "данные изъяты", то есть указанные лица являются лишь тезками.
Из трудовой книжки видно, что ФИО17 не трудоустроен с 13 августа 2014 года.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Фатиной М.М. о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, суд первой инстанции пришел к выводу, что право на указанную выплату также имеют семьи, не обладающие доходом, а не только семьи, чей размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1, 5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что вывод суда не соответствует положениям норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением процессуального закона.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований Фатиной М.М, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Фатиной М.М. не представлен полный пакет документов, необходимых для назначения пособия в целях социального обеспечения и социальной поддержки, а именно документ о доходах супруга.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1, 5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п. 2 ст. 1 Закона).
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н.
Из пункта 5 Перечня документов, необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н следует, что сведения о доходах членов семьи подтверждаются: справкой с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи; сведениями о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки; сведениями о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера; справкой (сведениями) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений; справкой (сведениями) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, о стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о выплате безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также о выплате несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах); сведениями о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; сведениями о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
Между тем, Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей.
Таким образом, основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты в случае, если один из родителей или оба родителя не трудоустроены, отсутствуют.
В качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N 889н.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Судебная коллегия также обращает внимание на то, что в материалах дела отсутствуют копия свидетельства о рождении, либо иные документы, свидетельствующие о рождении у Фатиной М.М и ФИО18 ребенка.
Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 августа 2020 года нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 августа 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции -Московский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.