Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05 марта 2021 г. по делу N 16-1102/2021-
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" - Кирсановой О.Г. на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений N 02-1053/2019 от 30 октября 2019 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2020 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз", установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений N 02-1053/2019 от 30 октября 2019 года, оставленным без изменения решением Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2020 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 октября 2020 года, публичное акционерное общество "Варьеганнефтегаз" (далее - ПАО "Варьеганнефтегаз", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.
В жалобе защитник юридического лица - Кирсанова О.Г. просит об отмене постановления должностного лица и судебных решений, прекращении производства по делу.
Копия жалобы направлена в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югра; отзыв на жалобу от Службы в суд не поступал.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе защитника ПАО "Варьеганнефтегаз", поступило в кассационный суд 09 февраля 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ заключается в загрязнении лесов, при этом загрязнение - поступление загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607 в соответствии со статьей 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, согласно пункту 14 которых при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы судами установлены все квалифицирующие признаки объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения.
Из материалов дела следует, обществу "Варьеганнефтегаз" на основании договора аренды лесного участка N "данные изъяты" от 05 сентября 2014 года предоставлен лесной участок общей площадью 18, 79 га под объект: "Обустройство Верхнеколик-Еганского месторождения. Кустовая площадка N 152", местоположением: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, "данные изъяты" Подпунктом "а" пункта 4.4 указанного договора аренды лесного участка предусмотрено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На земельном участке, относящемся к землям лесного фонда, расположенном в выделе "данные изъяты", 03 сентября 2019 года в результате внутренней коррозии на нефтепроводе ПК0 ВКЕ м/р - ГО ЦПС Бахиловского м/р (ПК 35+15 - узел р/н поворота на Сусликовское м/р) Вернеколик-Еганского месторождения нефти (географические координаты в системе Пулково 42: N "данные изъяты") произошел инцидент с попаданием химических веществ (нефть) на земли лесного фонда.
Факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, а также его виновность, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы в ходе рассмотрения дела и им должностным лицом и судьями дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее загрязнение лесов вредными веществами, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, ПАО "Варьеганнефтегаз" правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
В ходе производства по данному делу судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что обществом "Варьеганнефтегаз" не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ. Соответствующие выводы надлежащим образом мотивированы в состоявшихся по делу судебных актах.
Доводы настоящей жалобы об отсутствии доказательств по факту загрязнения земельного участка, основанных лишь на сообщениях самого общества, не могут быть приняты во внимание.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ послужила информация, предоставленная ПАО "Варьеганнефтегаз" о загрязнении участка лесного фонда, допущенном в результате инцидента, произошедшего 03 сентября 2019 года.
Поступление в естественную экологическую систему не характерных и опасных для нее загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду, приводящих к порче земли, и как следствие нарушающих взаимосвязи естественной экологической системы, к которым, в том числе, отнесена нефтесодержащая жидкость, недопустимо.
Таким образом, причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом аварии, в результате которой произошло загрязнение земельного участка лесного фонда химическими веществами (нефтью). Указанные обстоятельства обществом "Варьеганнефтегаз" не оспариваются, напротив подтверждаются сведениями об аварии, в котором также представлены данные о количестве разлитой жидкости и площади загрязнения земельного участка.
Вопреки доводам жалобы, судами установлено и материалами дела подтверждается, что наличие загрязнения имеет место на земельном участке, используемом обществом на основании договора аренды, территория которого относится к землям лесного фонда. Так, факт нахождения загрязненной территории на землях лесного фонда в квартале "данные изъяты" подтвержден данными, выявленными вследствие обработки географических координат, отраженных обществом в представленном в Управлении уведомлении, а также Выпиской из государственного лесного реестра N 86/001/19/150 от 03 октября 2019 года.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято постановление от 14 января 2011 года N 5-п "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", согласно п. 1.4 которого утверждена схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях (приложение 4).
Пунктом 1.8 указанного постановления утверждена типовая форма оперативного сообщения об аварии (инциденте) (приложение 8 к постановлению), предусматривающая указание в оперативном сообщении сведений о долготе, широте, места аварии (инцидента), в системе координат Пулково 1942 г, градусов, минут, секунд (пункт 3 приложения 8), а также категории земель (пункт 4 приложения 8). Данные сведения конкретизируют информацию с целью идентификации участка на местности.
При этом, в протоколе и в постановлении об административном правонарушении координаты места инцидента указаны в общепринятом десятичном формате записи географических координат, что при переводе в систему координат Пулково 1942 г. (градусов, минут, секунд) идентично данным, указанным в сведениях об инциденте. Таким образом, место аварии указанное юридическим лицом в сообщении и место аварии указанные в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, являются одним и тем же местом произошедшего инцидента.
Доводы жалобы об отсутствии вины во вменяемом обществу административном правонарушении, со ссылками на то, что все необходимые мероприятия со стороны общества по соблюдению норм действующего законодательства выполнены, обоснованно отклонены судьей.
ПАО "Варьеганнефтегаз", являясь в силу закона и условий договора аренды ответственным за безопасную эксплуатацию лесного участка, за соблюдение Правил санитарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, не приняло всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для осуществления должного контроля за безопасной эксплуатацией опасного производственного объекта с целью недопущения негативного воздействия на этот объект. Следовательно, общество "Варьеганнефтегаз" не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также не провело своевременное исследование и инженерно - технические мероприятия направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов, не обеспечило нормальное состояние изоляции на участках нефтепровода. Факт разлива нефти на поверхность земли лесного фонда подтвержден имеющимися в материалах дела документами и не опровергнут обществом. Доказательств, указывающих на обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ПАО "Варьеганнефтегаз" составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола вручена представителю общества в установленном законном порядке.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.31 КоАП РФ в отношении ПАО "Варьеганнефтегаз" вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание назначено обществу "Варьеганнефтегаз" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
При рассмотрении жалоб ПАО "Варьеганнефтегаз" на постановление судьями районного суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
О рассмотрении дела об административном правонарушении судьями юридическое лицо извещалось надлежащим образом, в судебном заседании при рассмотрении жалобы судьей районного суда принимал участие защитник юридического лица, обосновывал позицию по делу. При пересмотре дела по жалобе судьей автономного округа юридическое лицо, извещенное надлежащим образом, своего представителя и(или) защитника не направило. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений N 02-1053/2019 от 30 октября 2019 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2020 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" оставить без изменения, жалобу защитника ПАО "Варьеганнефтегаз" - Кирсановой О.Г. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.