Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Дарибабиной Елены Владимировны на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2020 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора некоммерческой организации "Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" Дарибабиной Елены Владимировны, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 октября 2020 года, генеральный директор некоммерческой организации "Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Югорский фонд капитального ремонта, фонд, юридическое лицо) Дарибабина Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Дарибабина Е.В. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.
В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
В силу пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Из материалов дела следует, что Дарибабина Е.В. является генеральным директором Югорского фонда капитального ремонта, единоличным исполнительным органом, который осуществляет руководство текущей деятельностью, выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции фонда. Югорский фонд капитального ремонта учрежден с целью организации и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории автономного округа, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта, в автономном округе.
15 февраля 2019 года между Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Фондом заключено соглашение о предоставлении из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры субсидии, предусмотренной государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов N4-19 (далее - Соглашение N4-19). Предметом Соглашения N4-19 на 2019 год является предоставление получателю (фонду) из бюджета автономного округа в 2019 году субсидии для финансирования части стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Согласно пункту 4.6 Соглашения N4-19 при заключении договора (соглашения) в целях исполнения обязательств по настоящему Соглашению получатель обеспечивает включение в условия договора (соглашения) согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Приложением 1 "Перечень многоквартирных домов, услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в них, оплата которых осуществляется получателем за счет предоставляемой субсидии" к Соглашению, предусмотрено выполнение работ по ремонту многоквартирного дома по адресу - "данные изъяты", в том числе по виду работ "строительный контроль", "проектные работы", "водоотведение", "крыша"
Между Югорским фондом капитального ремонта и обществом с ограниченной ответственностью "Югратехсервис" (далее - ООО "Югратехсервис") заключен договор от 29.03.2019 N 110/СК на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и/или внутридомовой инженерной системы, оборудования в многоквартирных домах в г.Нягань (13 объектов многоквартирных домов, в том числе в многоквартирном доме по адресу г.Нягань, микрорайон 1, д.36).
В нарушение положений пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 4.6 Соглашения N4-19 при заключении Договора с ООО "Югратехсервис" N110/СК в целях исполнения обязательств по Соглашению, Югорским фондом капитального ремонта не обеспечено включение в такой договор согласия исполнителя, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию (Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В связи с указанными обстоятельствами несоблюдения условий предоставления субсидии ответственное должностное лицо - генеральный директор Югорского фонда капитального ремонта Дарибабина Е.В. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения должностным лицом Дарибабиной Е.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные Дарибабиной Е.В. доводы о том, что условия предоставления субсидии фондом соблюдены, что субсидия исполнителю не предоставлялась, что денежные средства имели статус субсидии только до их перечисления на расчетный счет ООО "Югратехсервис", что у главного распорядителя бюджетных средств, предоставившего субсидию, и у органов финансового контроля отсутствует право проверки соблюдения подрядными организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий, что ООО "Югратехсервис" не является получателем субсидии, не свидетельствуют об отсутствии события и состава административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы невключение в условия договора с ООО "Югратехсервис" согласия данного лица на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии, свидетельствует о несоблюдении должностным лицом фонда Дарибабиной Е.В. требований пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 4.6 Соглашения N4-19, что указывает на нарушение условий предоставления субсидии, и на наличие в действиях вышеуказанного должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие с указанными обстоятельствами со ссылкой на то, что положения пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям неприменимы, вызваны ошибочным толкованием норм материального права и субъективной оценкой сложившихся правоотношений в связи с предоставлением субсидии по Соглашению N4-19, которое заключено, в том числе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, и пункт 4.6 которого содержит условие о том, что при заключении договора в целях исполнения обязательств по Соглашению получатель обеспечивает включение в условия договора согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Последующее заключение дополнительного соглашения в 2020 году событие административного правонарушения, допущенного Дарибабиной Е.В. при заключении договора 29 марта 2019 года, не исключает. Именно в указанную дату совершено административное правонарушение Дарибабиной Е.В. Суждения о том, что условия дополнительного соглашения распространены на период с даты заключения самого договора, не являются основанием для освобождения Дарибабиной Е.В. от административной ответственности. Субъективное толкование заявителя положений гражданского законодательства относительно возможности их применения к спорным публичным правоотношениям, касающимся вопроса привлечения к административной ответственности, не исключают обстоятельства того, что при заключении договора 29 марта 2019 года Дарибабина Е.В, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки Дарибабиной Е.В. на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2018 N09-02-10/19405 не свидетельствуют о неправильном разрешении дела, ни содержание данного письма, ни его ненормативный характер не свидетельствуют о возможности применения разъяснений из данного письма к рассматриваемой ситуации.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Дарибабиной Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо неустранимых сомнений в виновности лица не усматривается, ее вина подтверждается доказательствами, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет относимости, допустимости и в своей совокупности достаточности для законного привлечения к административной ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основаниями обстоятельствами, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства (в том числе гражданского законодательства) не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Дарибабиной Е.В. отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе описано событие административного правонарушения. Права Дарибабиной Е.В. разъяснены, копия протокола вручена в установленном порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено Дарибабиной Е.В. как должностному лицу в соответствии с санкцией части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобам на постановление судья районного суда проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Доводы о малозначительности совершенного правонарушения являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, которые оснований для применения положений стати 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно не усмотрели. В настоящем случае обстоятельства дела, характер административного правонарушения, формальный состав правонарушения, а также объект посягательства не свидетельствуют о возможности применения положений о малозначительности совершенного деяния.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2020 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора некоммерческой организации "Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" Дарибабиной Елены Владимировны оставить без изменения, жалобу Дарибабиной Елены Владимировны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.