Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 г. по делу N 16-283/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Аэропорт Рощино" - Пановой Н.К. на постановление судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 03 июля 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 19 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Аэропорт Рощино", установил:
постановлением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 03 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 19 августа 2020 года, юридическое лицо акционерное общество "Аэропорт Рощино" (далее - АО "Аэропорт Рощино", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник общества Панова Н.К. выражает несогласие с постановлением и решением, просит об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из положений пунктов 3, 4. 19 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N 5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области" следует, что с целью предотвращения заноса и распространения на предприятии (в организации) новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) постановлено: определить приказом по предприятию (организации) ответственное лицо (лиц) - медицинского работника и/или специально проинструктированных лиц, по контролю за исполнением мероприятий настоящего постановления;
число работников, проходящих через проходные перед началом смены, должно быть минимизировано с целью ограничения контактов, в связи с чем потоки работающих разделить по времени и обеспечить соблюдение требований социального дистанцирования не менее 1, 5 метров;
обеспечить применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в отношении гостиницы "Лайнер", расположенной в г. Тюмень, ул. Олега Антонова, д. 5, принадлежащей АО "Аэропорт Рощино" на праве собственности, проведено санитарно-эпидемиологическое расследование.
В ходе осмотра помещений гостиницы "Лайнер" и изучении представленных документов установлены нарушения требований постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N 5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области":
в нарушение пункта 3 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N 5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области" приказом по предприятию не назначено ответственное лицо по контролю за исполнением мероприятий указанного постановления;
в нарушение пункта 4 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области" в гостинице "Лайнер" не обеспечено соблюдение требований социального дистанцирования не менее 1, 5 метров, так на входе в помещения гостиницы, а также в фойе гостинцы, где расположены торговые автоматы для продажи напитков, банкомат "ЗапСибкомбанк" и др. (оборудованием пользуются граждане, доступ граждан на 1 этаж гостиницы свободный), отсутствует разметка социального дистанцирования не менее 1, 5 метров;
в нарушение пункта 19 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области" бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа в помещениях гостинцы отсутствуют.
Кроме того, в ходе осмотра выявлено и вменено обществу нарушение иных требований постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области" (пункты 6, 8, 10, 16, 17, 22), пунктов 5.1 и 11 постановления Правительства Тюменской области N304-п от 17.05.2020 "О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 г. N120-п "О введении режима повышенной готовности на территории Тюменский области".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО "Аэропорт Рощино" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения возбужденного дела юридическое лицо привлечено к административной ответственности за невыполнение пунктов 3, 4, 19 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области", данные нарушения судья счел доказанными, в тоже время, оснований для привлечения АО "Аэропорт Рощино" к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за вмененные нарушения требований 6, 8, 10, 16, 17, 22 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области", а также пунктов 5.1 и 11 постановления Правительства Тюменской области N304-п от 17.05.2020 "О внесении изменений в постановление от 17.03.2020 N120-п "О введении режима повышенной готовности на территории Тюменский области" судья районного суда, с учетом представленных в материалы дела доказательств, не усмотрел.
Факт совершения АО "Аэропорт Рощино" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в виде невыполнение пунктов 3, 4, 19 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области", подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым нижестоящими судебными инстанциями дана оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы об отсутствии нарушений пунктов 3 и 4 вышеуказанного постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка как несостоятельным.
Довод о наличии изданного приказа N191А от 24.03.2020 о создании оперативного штаба по предупреждению коронавирусной инфекции, о включении в состав оперативного штаба медицинского работника - начальника отдела медицинского обслуживания общества Козлова М.В, обоснованно отклонен, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что именно данное лицо был назначено ответственным лицом по контролю за исполнением мероприятий, предусмотренных постановлением главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N 5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Суждения о том, что все члены оперативного штаба являются ответственными лицами, не освобождали общество от выполнения требования пункта 3 вышеуказанного постановления о назначении приказом по предприятию (организации) ответственного лица (лиц) - медицинского работника и/или специально проинструктированных лиц, по контролю за исполнением мероприятий, приведенных в вышеуказанном постановлении.
Оснований для исключения из объема вмененных нарушений пункта 4 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области" в части необеспечения социального дистанционирования также не усматривается, обстоятельств, опровергающих выявленные и установленные судьей в ходе рассмотрения дела обстоятельства несоблюдения лицами социального дистанцирования в 1, 5 метра, отсутствия разметки социального дистанцирования, не имеется. Каких-либо мер по обеспечению социального дистанцирования в 1, 5 метра обществом не предпринимается.
Вменное нарушение в отсутствии бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа в помещениях гостинцы заявителем по существу не оспаривается. Последующее устранение данного нарушения наличие в действиях общества состава административного правонарушения не исключает.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности общества, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполнения мероприятий, предусмотренных постановлением главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N 5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Оснований не согласиться с оценкой доказательств как относимых, допустимых, достоверных и в своей совокупности достаточных для установления виновности АО "Аэропорт Рощино" в совершении вмененного административного правонарушения не имеется. Неустранимых сомнений в его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии защитника общества в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения, права разъяснены. Копия протокола вручена. Правом отразить несогласие с вмененным нарушением защитник воспользовался.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и пересмотре дела по жалобе требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, соблюдены.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.
При назначении административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Административное наказание в виде штрафа назначено АО "Аэропорт Рощино" ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу наличия исключительных обстоятельств. С учетом характера совершенного административного правонарушения и имущественного положения лица, наказание является обоснованным и справедливым, в полной мере отвечающим цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Обстоятельств, указанных в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для признания правонарушения малозначительным не усматривается. Приведенные доводы об оперативном устранении нарушения требования, установленного пунктом 3 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N 5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не указывают на наличие обстоятельств, характеризующих деяние в качестве малозначительного.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы представленные в материалы дела доказательства. Доводы жалобы получили надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с выводами судьи не имеется.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 03 июля 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 19 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Аэропорт Рощино" оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Аэропорт Рощино" - Пановой Н.К. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.