Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2021 г. по делу N 16-305/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Смольниковой Ирины Эдуардовны на постановление мирового судьи судебного участка N 6 Березниковского судебного района Пермского края от 30 июля 2020 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 16 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N1 имени П.И. Чайковского" Смольниковой Ирины Эдуардовны, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Березниковского судебного района Пермского края от 30 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 16 сентября 2020 года, директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N1 имени П.И. Чайковского" (далее - МБУДО "ДМШ N1 им. П.И. Чайковского") Смольникова И.Э. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Смольникова И.Э. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (здесь и далее в редакции на момент спорных правоотношений) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) перечисленные в данном пункте сведения.
Статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Из материалов дела следует, что Смольникова И.Э. является директором МБУДО "ДМШ N1 им. П.И. Чайковского".
Страхователем МБУДО "ДМШ N1 им. П.И. Чайковского" форма СЗВ-М в отношении одного застрахованного лица "данные изъяты" за отчетный период сентябрь 2019 года (со сроком представления 15 октября 2019 года), представлена только 26 марта 2020 года, то есть после установленного законодательством срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Смольниковой И.Э. как должностного лица, в значении, предусмотренном статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении, предусмотренным статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также для привлечения ее к административной ответственности.
Обстоятельства непредставления должностным лицом Смольниковой И.Э. в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок (представление таких сведений в неполном объеме) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Доводы об отсутствии в действиях Смольниковой И.Э. состава административного правонарушения являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и правомерно признаны несостоятельными.
С учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу своей должности директора учреждения именно Смольникова И.Э, является лицом ответственным за представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а потому надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Смольникова И.Э, являясь руководителем учреждения, должна была принять своевременные и достаточные меры к недопущению нарушения действующего законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, но ей не предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что надлежащим субъектом правонарушения должны быть иные лица - должностные лица МКУ "Центр бухгалтерского учета", которое является исполнителем по соглашению N59 о передаче функций в сфере кадрового обеспечения, несостоятельны.
Нижестоящими судебными инстанциями обоснованно отмечено, что юридическое лицо МБУДО "ДМШ N1 им. П.И. Чайковского" с учетом положений статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является страхователем, именно на нем как на страхователе в силу статьи 15 данного закона лежит обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Смольникова И.Э. привлечена к ответственности как должностное лицо, которое в силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. С учетом ее статуса директора учреждения, она осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в данном учреждении, а потому является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Действительно согласно представленному в материалы дела соглашению N59 от 15.08.2019 между МБУДО "ДМШ N1 им. П.И. Чайковского" и МКУ "Центр бухгалтерского учета", последнее является исполнителем по указанным в соглашении услугам, к которым, помимо прочего относятся услуги по формированию отчетности в Пенсионный фонд (в том числе СЗВ-М). В тоже время, данное обстоятельство не исключает ответственности Смольниковой И.Э. как должностного лица страхователя. Из приложения N3 к указанному Соглашению (Регламент взаимодействия) следует, что сформированная исполнителем отчетность предоставляется заказчику для визирования в бумажном виде; заказчик визирует переданную отчетность в течение одного рабочего дня, в случае выявления ошибок она возвращается исполнителю с приложением списка замечаний; только после визирования заказчиком отчетности она передается контролирующим органам (пункты 5.1, 5.2, 5.5 Приложения N3 к Соглашению). При таких обстоятельствах именно Смольникова И.Э. (должностное лицо страхователя) имела возможность осуществлять контроль за своевременностью и достоверностью передаваемой отчетности (в том числе в части предоставления сведений по форме СЗВ-М).
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают наличие в действиях (бездействии) надлежащего субъекта административного правонарушения Смолтниковой Ю.В. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку сведения на 1 застрахованное лицо "данные изъяты" указанные в форме СЗВ-М за период сентябрь 2019 года, представлены с нарушением установленного законом срока.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основаниями обстоятельствами, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 Березниковского судебного района Пермского края от 30 июля 2020 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 16 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N1 имени П.И. Чайковского" Смольниковой Ирины Эдуардовны оставить без изменения, жалобу Смольниковой Ирины Эдуардовны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.