Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 г. по делу N 16-313/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" Дармограй И.В., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка судебного района Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 мая 2020 года, решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка судебного района Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июля 2020 года, акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее по тексту - АО "Ямалкоммунэнерго", общество, юридической лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Ямалкоммунэнерго" - Дармограй И.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, вступившими в законную силу, приводит доводы об их незаконности и просит об их отмене с прекращением производства по делу.
Прокурор Ямальского района, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, отзыва не представил.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу решений не нахожу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 года N846 утверждены Правила расследования причин аварий в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил, собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация незамедлительно уведомляют о возникновении аварии диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в операционной зоне которого находятся объект электроэнергетики и (или) энергопринимающая установка, орган федерального государственного энергетического надзора, уполномоченный орган в сфере электроэнергетики, а также подведомственное уполномоченному органу в сфере электроэнергетики государственное бюджетное учреждение в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утвержденным уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
Статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2.1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5.1, 19.7.5.2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3.
Таким образом, административная ответственность по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает, в частности, при доказанности факта непредставления лицом в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. При этом, такое бездействие лица не образует состав правонарушения по статье 6.16, частям 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, части 2 статьи 6.31, части 4 статьи 14.28, статьям 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2.1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5.1, 19.7.5.2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что АО "Ямалкоммунэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица 11 июля 2011 года; акционерное общество имеет филиал, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ; филиал акционерного общества осуществляет свою деятельность по адресу: "данные изъяты".
Как следует из материалов дела, 11 февраля 2020 года в 09 часов 30 минут филиалом АО "Ямалкоммунэнерго" было допущено аварийное отключение электроэнергии потребителей в с. Сеяха Ямальского района, по причине межвиткового короткого замыкания в трансформаторе КТП 10/0, 4 Кв N3-1.
Филиал АО "Ямалкоммунэнерго", игнорируя требования действующего законодательства в области электроэнергетики, уведомление об указанной аварийной ситуации и отключении электроэнергии на указанной территории в адрес уполномоченного государственного органа, обеспечивающего контроль за законностью прав частных и публичных лиц в сфере электроэнергетики - в Северо-Уральское управление Ростехнадзора не направило.
Игнорирование требований относительно необходимости уведомления об аварийной ситуации на объектах электроэнергетики, влечет выдачу Министерством энергетики Российской Федерации паспорта готовности объекта к работе в отопительный сезон, данные которого основаны не на объективных сведениях о действительном техническом состоянии объекта электроэнергетики, что, в свою очередь, не способствует соблюдению прав потребителей относительно получения надежной, качественной услуги по электроснабжению.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении норм и требований действующего законодательства в области электроэнергетики, были выявлены при проведении прокурорской проверки прокуратурой Ямальского района ЯНАО, проведенной на основании соответствующего решения, принятого 31 января 2020 года заместителем прокурора Ямальского района ЯНАО (л.д. 5), стали достаточным основанием для возбуждения в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО "Ямалкоммунэнерго" указанных действий, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым судебным инстанциями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Совокупность указанных выше доказательств, исследованных судебными инстанциями, является достаточной для установления виновности АО "Ямалкоммунэнерго" в совершении административного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы защитника общества, изложенные в жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, связанные с субъективным толкованием положений действующего законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере электроэнергетики и которые, по мнению защитника, свидетельствуют о том, что в деянии общества отсутствует состав вменного правонарушения, в связи с тем, что императивной обязанности сообщать о случившемся факте аварийного отключения электроэнергии в управление Ростехнадзора не имелось, безосновательны. При этом, данные доводы, фактически направленные на переоценку установленных по делу обстоятельств, были предметом проверки при рассмотрении дела судебными инстанции и обоснованно, с приведением надлежащих мотивов, а также со ссылкой на надлежащие нормативно - правовые акты, возлагающие на общество как субъекта конкретного правонарушения, обязанность по оперативному, своевременному уведомлению Ростехнадзора о факте аварийного отключения электричества, были отклонены. Оснований не согласиться с установленными фактическими обстоятельствами и выводами судебных инстанций, применительно к вышеприведенному законодательству, регулирующему указанные правоотношения, не имеется.
Анализ представленных в дело доказательств не свидетельствует о том, что в деянии общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения; материалами дела объективная сторона вмененного правонарушения также полностью подтверждена. В настоящем деле, нарушение, допущенное обществом и зафиксированное в ходе проведения прокурорской проверки, с очевидностью создает риск наступления неблагоприятных обстоятельств, связанных с созданием неблагоприятных условий, которые могут наступить для потребителей электроэнергии в будущем в виду неполучения последними в отопительный период времени качественной услуги, следовательно состав вмененного правонарушения обоснованно расценен как оконченный.
В силу положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО "Ямалкоммунэнерго" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства об электроэнергетике, за нарушение и(или) несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность. Доказательств невозможности соблюдения указанных правил и норм, обществом не представлено.
При рассмотрении настоящего дела обстоятельства, имеющие правовое значение, судом установлены на основании представленных в дело доказательств, оценка которым дана с учетом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Приведенные в поданной жалобе доводы не опровергают наличие в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных решений.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных на их совокупности фактических обстоятельств дела, а также несогласие с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
АО "Ямалкоммунэнерго" являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, допустив игнорирование императивных правил, в соответствии с которыми о факте аварийной ситуации необходимо уведомлять в установленном законом порядке орган государственной власти, уполномоченный на осуществление контроля за качеством и порядком подачи электроэнергии, общество не выполнило возложенные на него обязанности, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
Содержание судебных актов, вынесенных по настоящему делу в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" позволяет удостовериться в том, что доводы, равно как и представленные защитником общества доказательства, были изучены и исследованы, оценка доказательства, данная в совокупности, позволила судебным инстанциям принять законные судебные акты. Выводы, изложенные в судебных актах, какое - либо сомнение в виновности юридического лица исключают. При таких обстоятельствах, нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела судебными инстанциями не допущено.
Постановление прокурора района о возбуждении дела об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при надлежащем извещении АО "Ямалкоммунэнерго" с участием защитника общества, действующего на основании доверенности; копия постановления была вручена защитнику общества в установленном законном порядке.
В постановлении мирового судьи содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Ямалкоммунэнерго", вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание АО "Ямалкоммунэнерго" назначено в соответствии с санкцией статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.4, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение. Всем доводам жалобы защитника общества дана надлежащая правовая оценка.
Из материалов дела следует, что интересы общества, при наличии факта его надлежащего извещения, при рассмотрении дела судебными инстанциями представлял защитник, действующий на основании доверенности, который обосновывал позицию общества по делу и в реализации своих прав ограничен не был. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, из представленных материалов не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка судебного района Ямальского районного суда Ямало-Ненецкое автономного округа от 07 мая 2020 года, решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкое автономного округа от 16 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" Дармограй И.В. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.