Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 г. по делу N 16-421/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" Шелест Натальи Николаевны на вступившие в законную силу постановление начальника Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 мая 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 августа 2020 года, решение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос", установил:
постановлением начальника Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Кондинский отдел Природнадзора Югры) от 29 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 августа 2020 года, решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 сентября 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (далее - ООО "Газпромнефть-Хантос", Общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 53 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шелест Н.Н. выражает несогласие с постановлением и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Должностное лицо, вынесшее постановление, в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уведомлено о подаче жалобы, представило письменные возражения, в которых просит постановление и судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и возражения на неё, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом "г" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 (действующих в момент совершения административного правонарушения), установлено, что при заготовке древесины запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
Из материалов дела следует, что 23 января 2020 года в 11 часов 40 минут в ходе проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах должностным лицом обнаружено, что ООО "Газпромнефть-Хантос" в результате использования лесного участка в квартале N 396 выделе NN 14, 28, 32 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничеств на основании договора аренды лесного участка от 10.09.2019 N0050/19-04-ДА с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, под объект: "Кусты скважин NN3, 4, 5. Обустройство объектов эксплуатации Западно-Зимнего участка" нарушило требование лесного законодательства Российской Федерации, выразившееся в невыполнении или несвоевременном выполнении работ по очистке лесосеки.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 13 мая 2020 года; распоряжением заместителя руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты- Мансийского автономного округа - Югры А.Н. Ковалевского от 13.01.2020 N06-006/2020; актом по итогам проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах от 27.01.2020 N 06-006/2020 с фототаблицей; договором аренды лесного участка от 10.09.2019 N0050/19-04-ДА и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения ООО "Газпромнефть-Хантос" к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Довод жалобы представителя Общества об отсутствии состава административного правонарушения со ссылкой на виновность в нарушении правил заготовки древесины ООО "ЭСК "Энергомост" и ООО "Стройфинансгрупп" подлежит отклонению как необоснованный.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ООО "Газпромнефть-Хантос" имело право и возможность контролировать работу подрядчика, а в соответствии с лесным законодательством - обязано соблюдать Правила заготовки древесины, в связи с чем, само по себе заключение гражданско-правового договора с ООО "ЭСК "Энергомост" и ООО "Стройфинансгрупп" не является основанием для освобождения Общества от ответственности за выполнение обязанностей, которые на него возложены действующим законодательством.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований для переоценки выводов должностного лица и судей нижестоящих судебных инстанций не имеется, выводы о виновности ООО "Газпромнефть-Хантос" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, являются правильными.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Газпромнефть-Хантос" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Газпромнефть-Хантос" в пределах санкции части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьей 3.1, 4.1 данного Кодекса, является законным и обоснованным.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право ООО "Газпромнефть-Хантос" на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения жалобы и отмены постановления и судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела в Службе, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 29 мая 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 августа 2020 года, решение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос", оставить без изменения, жалобу его защитника Шелест Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.