Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2021 г. по делу N 16-430/2021-
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Волоснева Олега Георгиевича на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 сентября 2020 года и решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МАОУ МО г. Нягань "СОШ N 6 имени А.И.Гордиенко" Волоснева Олега Георгиевича, установил:
постановлением судьи мирового судьи судебного участка N 2 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2020 года, директор МАОУ МО г. Нягань "СОШ N 6 имени А.И.Гордиенко" Волоснев О.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Волоснев О.Г. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, просит об их отмене.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе Волоснева О.Г, поступило в кассационный суд 21 января 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Как следует из материалов дела, основанием привлечения директора МАОУ МО г. Нягань "СОШ N 6 имени А.И.Гордиенко" Волоснева О.Г. к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ послужило осуществление МАОУ МО г. Нягань "СОШ N 6 имени А.И.Гордиенко" образовательной деятельности с нарушением части 1 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпункта "е" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966, предусмотренных лицензией на осуществлении образовательной деятельности N 3158 от 13 августа 2018 года, выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выраженное в ненадлежащей укомплектованности учебниками по числу зачисленных детей, а именно:
- по предмету "Физкультура" для учащихся 5-7 классов имеется 75 учебников, что составляет обеспеченность 14%, для учащихся 8 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%, для учащихся 9 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%;
- по предмету "Музыка" для учащихся 5 классов имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 21%, для учащихся 6 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 19%, для учащихся 7 класса имеется 65 учебников, что составляет обеспеченность 44%, для учащихся 8 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%, для учащихся 9 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%;
- по предмету "Технология" для учащихся 5 классов имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 21%, для учащихся 6 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 19%, для учащихся 7 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 27%, для учащихся 8 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%, для учащихся 9 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 24%;
- по предмету "ИЗО" для учащихся 5 классов имеется 26 учебников, что составляет обеспеченность 14%, для учащихся 7 класса имеется 40 учебников, что составляет обеспеченность 27%, для учащихся 8 класса имеется 15 учебников, что составляет обеспеченность 9%;
- по предмету "ОБЖ" для учащихся 8 класса имеется 50 учебников, что составляет обеспеченность 30%.
Мировой судья при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что директором МАОУ МО г. Нягань "СОШ N 6 имени А.И.Гордиенко" Волосневым О.Г. допущено осуществление образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований, предусмотренных лицензией на осуществлении образовательной деятельности N 3158 от 13 августа 2018 года, выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
С выводами мирового судьи при пересмотре дела по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, согласился судья городского суда.
Вместе с тем, порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966.
В соответствии с п. 6 вышеуказанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является, в том числе наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (пункт "е").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Положения, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 Положения.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи.
Вместе с тем, принимая решение о привлечении должностного лица к ответственности, мировым судьей не исследован вопрос о том, относится ли допущенное директором МАОУ МО г. Нягань "СОШ N 6 имени А.И.Гордиенко" Волосневым О.Г. нарушение к грубым нарушениям лицензионных требований и условий, могло ли оно повлечь за собой наступление последствий, перечисленных в части 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Сведений о том, что выявленное нарушение повлекло наступление последствий, перечисленных в части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в материалах дела не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судья городского суда при пересмотре дела по жалобе должностного лица не предпринял всех необходимых и достаточных мер для проверки данных обстоятельств.
Таким образом, судья городского суда не принял мер, направленных на полное и всестороннее исследование и установление обстоятельств данного дела в нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ. Допущенное судьей городского суда нарушение процессуальных требований носит существенный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2020 года нельзя признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, решение судьи городского суда подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение жалобы Волоснева О.Г. в городской суд.
При новом рассмотрении дела судье городского суда следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению и установлению всех обстоятельств дела, и на основании исследования и оценки представленных в дело доказательств, принять законное, обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МАОУ МО г. Нягань "СОШ N 6 имени А.И.Гордиенко" Волоснева Олега Георгиевича, отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.