Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 г. по делу N 16-539/2021-
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Черкашина Алексея Михайловича на вступившие в законную силу постановление судьи Серовского районного суда Свердловской области от 15 мая 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 29 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Стратегия" Черкашина Алексея Михайловича, установил:
постановлением судьи Серовского районного суда Свердловской области от 15 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 29 июля 2020 года, должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью "Стратегия" Черкашин Алексей Михайлович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Черкашин А.М. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, вступившими в законную силу, приводит доводы об их незаконности и просит об их изменении в части назначенного наказания, которое, по его мнению, с учетом фактических обстоятельств, может быть снижено путем применения положении части 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Серов, Серовском, Гагаринском, Новолялинском районе и Верхотурском района (Серовский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области), уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы на указанные судебные акты, отзыва не направил.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятого по делу решения не нахожу.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статей 6.3 КоАП РФ выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые направлены на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Выполнение решений Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в силу пункта 1 Правил является обязательным для граждан и организаций.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Согласно пункту 3.10 Постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10.04.2020 года N 05/02-2 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" работодателям в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предписано организовать проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
Письмом Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 года N02/3853-2020-27 введены в действие "Рекомендации о мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции COV1D-19" согласно которым работодателям рекомендуется обеспечить усиление дезинфекционною режима, в том числе, каждые 2 часа качественного проведения уборок с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия (в том числе обработка ручек входных дверей, поручней, выключателей, перил, контактных поверхностей, все поверхности туалетных комнат), разрешенных к использованию в установленном порядке
Как следует из материалов дела, ООО "Стратегия" зарегистрировано в качестве юридического лица 30 марта 2012 года Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга. Основной вид деятельности: торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированых магазинах.
Директором ООО "Стратегия" является Черкашин А.М, который имеет право действовать от имени и в интересах юридического лица без доверенности, а также обладает для этого необходимым объемом полномочий и при этом, несет установленную законом ответственность.
Из материалов дела следует, что должностным лицом Роспотребнадзора выявлен факт нарушения 29 апреля 2020 года должностным лицом - директором ООО "Стратегия" Черкашиным А.М. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившийся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в помещении магазина "Гастроном", по адресу: Свердловская область, г. Серов, ул. Луначарского, 110, в котором не обеспечена качественная уборка служебных помещений с применением дезинфицирующих средств во всех помещениях с кратностью обработки каждые 2 часа; не обеспечено наличие в организации не менее чем пятидневного запаса средств индивидуальной защиты органов дыхания на случай выявления лиц с признаками инфекционного заболевания; не обеспечено регулярное проветривание рабочих помещении; не обеспечено применение в рабочих помещениях бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха; работники не обеспечены посудой однократного применения с последующим ее сбором, уничтожением в установленном порядке; не выделено помещение для приема пищи с раковиной для мытья рук.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой короновирусной инфекции (2019-nCoV)" (с последующими изменениями); Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 года N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19", СП 3.1/3.2.3146 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, тарно-эпидемиологические правила, СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли, эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила, 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила, были выявлены при обследовании объекта магазин "Гастроном", произведенного на основании предписания о проведении экспертизы от 28 апреля 2020 года; результат обследования, подробно отображенный в акте от 30 апреля 2020 года, свидетельствующий о наличии нарушении санитарно-гигиенических требований, норм и правил, направленных на предотвращение распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции и защиту неопределенного круга лиц от данной инфекции, стал достаточным основанием для составления в отношении директора ООО "Стратегия" Черкашина А.М. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, Черкашин А.М. совершил действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, будучи должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательных требований, правил, норм, направленных на выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, свои должностное обязанности не выполнил.
Факт совершения директором ООО "Стратегия" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Черкашин А.М. не оспаривает факт совершения вмененного ему административного правонарушения.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что директор ООО "Стратегия" имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
В рассматриваемом случае обязанность по соблюдению законодательных требований, правил, норм, направленных на выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, обусловлена императивными требованиями закона.
Таким образом, Черкашин А.М. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с участием защитника Черкашина А.М, действующего на основании доверенности, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола об административном правонарушении была вручена защитнику Черкашина А.М. в установленном порядке.
Дело рассмотрено судьей районного суда с соблюдением процедуры, установленной главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении Черкашину А.М. административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу Черкашина А.М. на постановление, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В решении судьи приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности привлечения Черкашина А.М. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. При рассмотрении дела судьей районного суда и судьей областного суда, Черкашин А.М. был надлежащим образом извещен, однако личного участия в судебных заседаниях не принял, ходатайств об отложении не представил, распорядившись своими правами по собственному усмотрению. При этом, интересы Черкашина А.М. при рассмотрении дела судебными инстанциями представлял защитник, который в реализации своих процессуальных прав ограничен не был.
Вместе с тем, принимая во внимания фактические обстоятельства настоящего дела, считаю необходимым изменить состоявшиеся по делу судебные акты в части размера назначенного наказания.
Как неоднократно указывал в своих правовых позициях Конституционный Суд РФ, правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах, а ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено или отменено (Определение от 12 апреля 2005 года N113-О).
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях, указанная правовая позиция предполагает, обязанность установления полноценной и объективной картины произошедших событий, а также виновности лица в совершенном правонарушений, и как следствие возлагает обязанность назначения виновному лицу справедливого и соответствующего характеру совершенного правонарушения наказания, отвечающего целям восстановления социальной справедливости.
Более того, Верховным Судом РФ в "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1" указано, что при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (вопрос N23).
Однако, в настоящем деле наложение на Черкашина А.М. административного штрафа в установленных санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ пределах в размере 50 000 рублей в данном случае не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав физического лица, а также представляется чрезмерным с точки зрения социальной справедливости.
При рассмотрении дела и назначении административного наказания судьей районного суда не установлено обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, при этом, принято во внимание имущественное и финансовое положение должностного лица.
Однако, следует признать, что судебные инстанции не в полном объеме учли все необходимые обстоятельства совершения административного правонарушения, что не позволило назначить Черкашину А.М. наказание, отвечающее критериям соразмерности степени общественной опасности и справедливости. В представленных материалах дела имеются документы, представленные судьям районного и областного судов, из содержания которых усматривается, что к моменту составления протокола об административном правонарушении и при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда по существу, выявленные Серовским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области нарушения, выявленные при проведении обследования 29 апреля 2020 года, фактически Черкашиным А.М, как ответственным должностным лицом, были устранены. В частности, стороной защиты были представлены фотоматериалы, свидетельствующие: об установке раковины для мытья рук; о наличии средств индивидуальной защиты органов дыхания на случай выявления лиц с признаками инфекционного заболевания; разработан график проветривания помещения; имеются рабочие растворы для дезинфекции помещения при производстве влажной уборки; разработан график приема пищи для сотрудников с предоставлением одноразовой посуды; приобретен рециркулятор-очиститель воздуха, а также были представлены документы, отражающие финансовое положение Черкашина А.М. (л.д. 92-114).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь положениями части 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах социальной справедливости, принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями как для неопределенного круга лиц, так и для самого Черкашина А.М, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 25 000 рублей.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Серовского районного суда Свердловской области от 15 мая 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 29 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Стратегия" Черкашина Алексея Михайловича, изменить: снизить размер назначенного директору общества с ограниченной ответственностью "Стратегия" Черкашину Алексею Михайловичу административного штрафа до 25 000 (пяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление судьи Серовского районного суда Свердловской области от 15 мая 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 29 июля 2020 года, оставить без изменения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Савельева Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.