Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2021 г. по делу N 16-562/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Пашаева Элчина Мохуббатовича на вступившее в законную силу постановление судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 07 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пашаева Элчина Мохуббатовича, установил:
постановлением судьи Тюменского районного суда Тюменской области (N 5-163/2019) от 07 ноября 2019 года Пашаев Элчин Мохуббатович, "данные изъяты" года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, с содержанием до выдворения в специальном учреждении - Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тюменской области.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением судьи от 07 ноября 2019 года, вступившим в законную силу, Пашаев Э.М. обратился в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой на постановление, поступившей в кассационный суд 30.10.2020 года; в жалобе указал требования об отмене постановления судьи Тюменского районного суда Тюменской области N 5-163/2019 от 07 ноября 2019 года и исключении дополнительного наказания в виде выдворения.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 года дело об административном правонарушении было истребовано для рассмотрения из суда первой инстанции.
Кроме того, 26 октября 2020 года Пашаев Э.М. обратился в Тюменский районный суд Тюменской области с заявлением об отмене меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тюменской области, замене принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации на самостоятельный контролируемый выезд (л.д.39-41).
Определением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 30 октября 2020 года заявление Пашаева Э.М. оставлено без удовлетворения (л.д.48-50).
05 ноября 2020 года через Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тюменской области Пашаев Э.М. обратился в Тюменский областной суд с жалобой, в которой просил отменить данное определение. Указывал, что длительное пребывание в ЦВСИГ г. Тюмени нарушает его права как гражданина на свободу и личную неприкосновенность, поскольку он фактически лишен свободы, что нарушает положения законодательства Российской Федерации и нормы Конституции Российской Федерации (л.д.58-59).
Определением судьи Тюменского областного суда от 18 ноября 2020 года определение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 30 октября 2020 года оставлено без изменения. При этом Пашаев Элчин Мохуббатович освобожден от содержания в Центре временного содержания иностранных граждан УВД России по Тюменской области.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в суд кассационной инстанции 28 декабря 2020 года, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с учетом положений части второй этой же статьи, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06 ноября 2019 года в 11 часов 00 минут по адресу: "данные изъяты", выявлен гражданин "данные изъяты" Пашаев Элчин Мохуббатович, "данные изъяты" года рождения, который, как установлено, прибыв на территорию Российскую Федерацию 24 декабря 2008 года находится на территории Российской Федерации свыше 90 суток в порядке, не требующем получения визы, с 24 декабря 2008 года по 26 августа 2014 года на миграционном учете не состоял, с 23 июня 2014 года по 21 августа 2014 года состоял на учете в СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области по адресу: "данные изъяты", с 26 августа 2014 года по 13 октября 2015 года состоял на учете по месту пребывания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области по адресу: "данные изъяты". В нарушение пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", по истечению установленного срока пребывания, необходимые для продления срока пребывания документы не получил, территорию Российской Федерации не покинул, с 14 октября 2015 года от выезда из Российской Федерации уклоняется, таким образом Пашаев Э.М. нарушил режим пребывания в Российской Федерации.
Факт совершения Пашаевым Э.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 06 ноября 2019 года (л.д. 3); протоколом N172 об административном задержании от 06 ноября 2019 года (л.д.4), письменным объяснением Пашаева Э.М. (л.д.5), копиями паспорта гражданина "данные изъяты" Пашаева Э.М. (л.д.7-11), сведениями из СПО "Мигрант-1" (л.д. 12, 14-20), справкой Отдела по вопросам миграции от 30 октября 2019 года N49/б/н и другими материалами дела, которым судом была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Обстоятельства совершения административного правонарушения в жалобе не оспариваются.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, Пашаеву Э.М. разъяснены, о чем в протоколе имеется его подпись. Копия протокола вручена в установленном законом порядке. При составлении протокола об административном правонарушении Пашаев Э.М. указал, что с нарушением он согласен, вину признает, при этом русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается (л.д 3).
Порядок и сроки давности привлечения Пашаева Э.М. к административной ответственности соблюдены.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует положениям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в нем отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При назначении Пашаеву Э.М. административного наказания судьей районного суда требования статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены, при решении вопроса о наказании судьей приведены мотивы назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения.
Постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Пашаеву Э.М. этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Законные основания нахождения Пашаева Э.М. на территории Российской Федерации отсутствуют, при этом материалы дела свидетельствуют о пренебрежительном отношении Пашаева Э.М. к законам Российской Федерации и назначение Пашаеву Э.М. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации при указанных обстоятельствах связано с интересами обеспечения общественного порядка и предотвращения беспорядков и правонарушений.
При получении объяснений от Пашаева Э.М. при составлении протокола об административном правонарушении 06 ноября 2019 года Пашаев Э.М. не сообщал о наличии у него на территории Российской Федерации близких родственников, которые являются гражданами Российской Федерации и, с которыми он на протяжении длительного времени проживал и вел совместное хозяйство, с которыми у него сложились крепкие социальные, неразрывные связи; также Пашаев Э.М. не сообщил о наличии трудовых отношении на территории РФ (л.д.5). При рассмотрении дела судьей районного суда Пашаев Э.М. пояснил, что вину в нарушении режима пребывания он признает, близких родственников на территории Российской Федерации не имеет. Кроме того, согласно паспорту I-МR 235611, выданному 16.12.2000 года государственным центром персонализации и справки отделом по вопросам миграции МО МВД России "Тюменский", Пашаев Э.М. является гражданином "данные изъяты" (л.д.6-11).
При таких обстоятельствах оснований для изменения постановления в части исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 07 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пашаева Элчина Мохуббатовича, оставить без изменения, жалобу Пашаева Элчина Мохуббатовича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции И.И. Трапезникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.