Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2021 г. по делу N 16-708/2021-
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" - Кирсановой О.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 августа 2020 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз", установил:
постановлением судьи Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 октября 2020 года, публичное акционерное общество "Варьеганнефтегаз (далее - ПАО "Варьеганнефтегаз", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО "Варьеганнефтегаз" выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Копия жалобы направлена в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югра; отзыв на жалобу от Службы в суд не поступал.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе защитника ПАО "Варьеганнефтегаз", поступило в кассационный суд 20 января 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Абзац второй пункта 1 статьи 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и подпункт "а" пункта 1 статьи 34 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" наделяют должностных лиц органов государственного надзора полномочиями в области государственного экологического надзора, направленными на пресечение нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях и устранение последствий выявленных нарушений, к числу которых относится право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки.
Согласно пункту 5.5.3 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры), утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.08.2012 года N 299-п, к полномочиям Природнадзора Югры отнесено осуществление производства по делам об административных правонарушениях в установленном законодательством Российской Федерации порядке в установленной сфере деятельности.
Согласно статье 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что 29 мая 2020 года Природнадзором Югры вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Варьеганнефтегаз" по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ и проведении административного расследования по факту загрязнения лесов химическими веществами.
В рамках проведения Природнадзором Югры административного расследования в адрес ПАО "Варьеганнефтегаз" 29 мая 2020 года направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, а именно: акт технического расследования инцидента, произошедшего 06.05.2020 на высоконапорном водоводе уз. 2 - т. вр. к.23 (лев) (т. вр. к.22 (лев) - т. вр. к. 15 (лев)), (в географических координатах (Пулково-42): "данные изъяты" ф - 219*16 мм, 1988 года ввода в эксплуатацию, Бахиловское месторождение, на землях лесного фонда; пояснения о балансовой принадлежности нефтесборного трубопровода: "уз. 2 - т. вр. к.23 (лев) (т. вр. к.22 (лев) - т. вр. к. 15 (лев)), (в географических координатах (Пулково-42): "данные изъяты" ф - 219*16 мм, 1988 года ввода в эксплуатацию, Бахиловское месторождение", с подтверждающими документами; договор аренды на земельный участок под нефтесборный трубопровод: "уз. 2 - т. вр. к.23 (лев) (т. вр. к.22 (лев) -т. вр. к. 15 (лев)), (в географических координатах (Пулково-42): "данные изъяты" ф - 219*16 мм, 1988 года ввода в эксплуатацию, Бахиловское месторождение"; паспорт нефтесборного трубопровода: "уз. 2 - т. вр. к.23 (лев) (т. вр. к.22 (лев) - т. вр. к. 15 (лев)), (в географических координатах (Пулково- 42): "данные изъяты" ф - 219*16 мм, 1988 года ввода в эксплуатацию, Бахиловское месторождение".
Срок предоставления указанных сведений - три дня с момента получения определения.
Данное определение получено ПАО "Варьеганнефтегаз" 29.05.2020, о чем свидетельствует входящий N 01-43-ВНГ/4782 от 29.05.2020, и ПАО "Варьеганнефтегаз" не оспаривается.
02 июня 2020 года от ПАО "Варьеганнефтегаз" в адрес Природнадзора Югры поступило информационное письмо, в котором сообщено о невозможности предоставления истребованных сведений со ссылкой на ч. 3 ст. 1.5, ст. 25.1, ст. 26.10 КоАП РФ, на том основании, что истребованные документы могут использоваться административным органом в качестве доказательств и установления вины ПАО "Варьеганнефтегаз" в инциденте.
В связи с изложенным Природнадзор Югры в действиях ПАО "Варьеганнефтегаз" усмотрел признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и вынес определение о возбуждении в отношении ПАО "Варьеганнефтегаз" дела об административном правонарушении.
Обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе, сведениями, указанными в определении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 мая 2020 года, определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, уведомлением ПАО "Варьеганнефтегаз", а также другими материалами дела, которым судьями нижестоящих судебных инстанций при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Выводы о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения являются обоснованными и подтверждаются материалами дела, юридическое лицо правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ. Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, обстоятельств дела, иное толкование норм закона, не свидетельствует об ошибочности выводов судей и незаконности вынесенных по делу решений.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае требование Природнадзора-Югры в рамках имеющихся у него полномочий направлено юридическому лицу. Данное требование получено своевременно, у общества имелась реальная возможность для его выполнения, но требование умышленно не было выполнено.
В связи с тем, что доказательств, подтверждающих отсутствие у юридического лица реальной возможности для выполнения требований Природнадзора-Югры, а также о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению требований Природнадзора-Югры, в материалы дела не представлено, действия юридического лица правильно квалифицированы по статьи 17.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что общество не представило запрошенные документы, воспользовавшись правом, предоставленным статьей 51 Конституции Российской Федерации, лицо, привлекаемое к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность, в то время как запрошенные административным органом документы являются непосредственными доказательствами по делу об административном правонарушении и их предоставление позволило бы должностному лицу административного органа выявить факт совершения (несовершения) административного правонарушения, несостоятельны.
Истребование сведений должностным лицом в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, не может быть расценено как нарушающее положения ст. 1.5 названного Кодекса, поскольку документы, перечисленные в определении об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, характеризуют деятельность ПАО "Варьеганнефтегаз" как хозяйствующего субъекта и были необходимы для разрешения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, вынесено уполномоченным на то должностным лицом Природнадзора Югры, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, содержит указание на цели и основания затребования информации и необходимых документов, а также срок их предоставления.
При таких обстоятельствах юридическое лицо не вправе игнорировать закрепленные в законе обязанности по предоставлению документов и сведений должностному лицу, в рамках возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении.
Обязанность представить по требованию административного органа необходимые документы, материалы и иные сведения при проведении проверки в рамках возбужденного в отношенного дела об административном правонарушении органами управления и руководителями коммерческих организаций не связана со свидетельскими показаниями и не противоречит требованиям ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право каждого не свидетельствовать против себя самого.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Природнадзора-Югры в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ и им подписан, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела и предусмотренные частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес ПАО "Варьеганнефтегаз" в установленном законом порядке.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела, не имеется. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым. Наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями статьи 29.5 КоАП РФ в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении дела и при пересмотре дела по жалобе на постановление законный представитель извещался надлежащим образом.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 августа 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз", оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" Кирсановой О.Г. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.