Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01 марта 2021 г. по делу N 16-904/2021-
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., изучив жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Тюменский ремонтно-механический завод" Светлакова А.Л. на вступившее в законную силу решение судьи Тюменского областного суда от 05 октября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тюменский ремонтно-механический завод", установил:
постановлением судьи Калининского районного суда города Тюмени N 5-324-2020 от 21 августа 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тюменский ремонтно-механический завод" (далее - ООО "Тюменский РМЗ", общество, юридическое лицо) прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Тюменского областного суда N 12-202/2020 от 05 октября 2020 года постановление судьи Калининского районного суда города Тюмени N 5-324-2020 от 21 августа 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Тюменский РМЗ" - Светлаков А.Л, действующий на основании доверенности, просит об отмене решения судьи Тюменского областного суда от 05 октября 2020 года, указывая на его ненадлежащее извещение о дате и времени рассмотрения дела. Одновременно с подачей жалобы защитником заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования судебного акта.
Заявленное защитником ходатайство о восстановлении срока обжалования разрешению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок для подачи жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе защитника ООО "Тюменский РМЗ", поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 02 февраля 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года N 120-п "О введении режима повышенной готовности" (далее также - Постановление N 120-п) установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций". Режим повышенной готовности введен в Тюменской области с 18 марта 2020 года.
В соответствии с пунктом 5.1 указанного Постановления N 120-п на работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в Тюменской области, возложена обязанность, в том числе, осуществлять контроль температуры тела работников при входе работников в здание работодателя и в течение рабочего дня (по показаниям) с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте работников с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания; руководствоваться рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по профилактике новой коронавирусной инфекции.
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" издано постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 года N 6, согласно которому необходимо провести работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по обеспечению выполнения рекомендаций по организации режима труда работников, в том числе по: обязательной дезинфекции контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение дня; использованию в помещениях оборудования по обеззараживанию воздуха; наличию в организации запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11 апреля 2020 года N 5 с целью предотвращения заноса и распространения на предприятии (в организации) новой коронавирусной инфекции (COVID -2019) на работодателей возложены обязанности организовать ежедневный перед началом работы "входной фильтр" с проведением контроля температуры тела работников, с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания. В течение рабочего дня обеспечить контроль за состоянием здоровья работников (пункт 8); обеспечить ежедневное (ежесменное) проведение анкетирования (опроса) работающих с уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (пункт 10); обеспечить проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия согласно рекомендациям Роспотребнадзора по проведению дезинфекционных мероприятий по профилактике заболеваний, вызываемых коронавирусами (N 02/770-2020-32 от 23 января 2020 года). Дезинфекция с кратностью обработки каждые 3-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники (пункт 17); обеспечить применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа (пункт 19); обеспечить регулярное проветривание помещений с пребыванием людей (пункт 20).
Из материалов дела следует, что в отношении "Тюменский РМЗ" 20 мая 2020 года составлен протокол об административном правонарушении из которого следует, что 15 апреля 2020 года, в ходе обследования территории ООО "Тюменский РМЗ" по адресу: г. Тюмень, ул. Комбинатская, 46, установлены нарушения действующих санитарных правил, что выразилось в следующем: отсутствие инструкции на все имеющиеся средства дезинфекции; кратность проведения дезинфекции в помещениях общества "Тюменский РМЗ" до 1 раза в 3-4 часа не увеличена; на предприятии для обеспечения "входного контроля" перед началом рабочей смены измеряется температура тела сотрудников с обязательным занесением информации в журнал проверки температуры тела, на ряд сотрудников журнал с указанием нормальной температуры заполнен до конца апреля 2020 года; из 176 сотрудников в обществе "Тюменский РМЗ" продолжают работать 18 человек, анкетирование (опрос) работающих с уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации, не ведется, на момент проведения обследования анкеты не представлены; отсутствие бактерицидных облучателей воздуха рециркулярного типа; отсутствие графика проведения проветривания помещений.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Тюменский РМЗ" на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что факт совершения вмененного обществу "Тюменский РМЗ" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, достаточной совокупностью собранных по делу доказательств не подтвержден.
Судья областного суда не согласился с такими выводами судьи районного суда. Отменяя постановление судьи и возвращая дело об административном правонарушении в отношении ООО "Тюменский РМЗ" в районный суд на новое рассмотрение, судья областного суда указал на то, что судьей не установлены обстоятельства дела, в нарушение требований статьи 26.11 КоАП РФ не дана соответствующая оценка, выводы относительно имеющихся в деле документов, свидетельствующих о нарушении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, судьей не сделаны.
Фактические обстоятельства дела заявителем по существу не оспариваются. Приведенные в жалобе доводы о незаконности решения областного суда направлены на несогласие с указанием в решении на надлежащее извещение представителя юридического лица о времени и месте рассмотрения дела областным судом.
Согласно правилам пп. 1 - 2 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Таким образом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в зависимости от конкретных обстоятельств дела оно может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Также следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно, в связи с чем, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Так, в представленных защитником общества "Тюменский РМЗ" - Светлаковым А.Л. документах, указан номер телефона "данные изъяты"
В данном случае представитель ООО "Тюменский РМЗ" о рассмотрении дела 05 октября 2020 года 14 часов 00 минут уведомлен телефонограммой, путем оповещения секретарем судебного заседания Гусевой Н.Ю. (л.д. 185), что согласуется со способами извещения, указанными в ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5.
При указанных обстоятельствах, областным судом приняты необходимые меры, направленные на надлежащее извещение представителя общества о времени и месте рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении, в связи с чем, дело обоснованно рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Тюменский РМЗ", оснований полагать его право на защиту нарушенным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Тюменского областного суда от 05 октября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тюменский ремонтно-механический завод", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Тюменский ремонтно-механический завод" Светлакова А.Л. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.