Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Зобелева Вадима Юрьевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 декабря 2020 года, вынесенное по административному делу N2а-456/2020 по административному исковому заявлению Зобелева Вадима Юрьевича к УМВД России по городу Нижневартовск и УМВД России по ХМАО-Югре о признании незаконным отказа в установке на транспортное средство ранее сохраненного государственного регистрационного знака, возложении обязанности произвести регистрационные действия.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения Зобелева В.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя УМВД России по ХМАО-Югре Белянина М.С, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зобелев В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД по г. Нижневартовску и УМВД по ХМАО-Югре о признании незаконным отказа в установке на транспортное средство ранее сохраненного государственного регистрационного знака, возложении обязанности произвести регистрационные действия.
Требования мотивированы тем, что он являлся собственником транспортного средства UAZ PATRIOT VIN "данные изъяты", с государственным регистрационным знаком " "данные изъяты"". 12.04.2019 совершил сделку купли-продажи транспортного средства, и воспользовался своим правом на сохранение государственного регистрационного знака "данные изъяты"" для его учета на другом транспортном средстве UAZ PATRIOT, VIN "данные изъяты"
08.04.2020 через Сайт государственной услуги он подал заявление о совершении регистрационных действий с транспортным средством UAZ PATRIOT, VIN "данные изъяты" с установкой на него оставленного на хранение государственного регистрационного знака " "данные изъяты"".
06.06.2020 Зобелеву В.Ю. (по заявлению от 09.04.2020) отказано в установлении ранее сохраненного регистрационного знака, в связи с истечением срока его хранения. Административный истец полагая, данный отказ незаконным, указывая, что срок хранения истек 12 мая 2020 года, так как в период с 30 марта 2020 года по 30 апреля 2020 года, а также период с 06 мая по 08 мая 2020 года были установлены нерабочие дни.
Решением Нижневартовским районным судом от 10 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Отказ УМВД России по г. Нижневартовску в установке на транспортное средство UAZ PATRIOT, VIN "данные изъяты", принадлежащий Зобелеву В.Ю, ранее сохраненного государственного регистрационного знака "данные изъяты". На УМВД России по г. Нижневартовску возложена обязанность при регистрации транспортного средства UAZ PATRIOT, VIN "данные изъяты" установить ранее сохраненный государственный регистрационный знак " "данные изъяты"". В удовлетворении административных исковых требований к УМВД России по ХМАО-Югре отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.12.2020 решение Нижневартовским районным судом от 10.08.2020 отменено, в удовлетворении административных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в кассационный суд общей юрисдикции 25.12.2020, Зобелев В.Ю. просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, указывая на неправильное применение норм материального права.
Лица, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела в кассационном порядке, участвуют в судебном заседании суда кассационной инстанции посредством использования видеоконференц-связи.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 01 января 2020 года Правительство Российской Федерации постановлением от 21.12.2019 N 1764 утвердило Правила, которые устанавливают единый порядок государственной регистрации наземных самоходных устройств категорий "L", "М", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложена функция по регистрации транспортных средств.
В статье 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ перечислены права владельца транспортного средства, в числе которых указано право на сохранение за собой присвоенного транспортному средству государственного регистрационного номера.
Как установлено судами и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, на основании заявления Зобелева В.Ю. от 12 апреля 2019 года ОГИБДД УМВД России по городу Нижневартовск была произведена замена регистрационных знаков на транспортном средстве UAZ PATRIOT VIN "данные изъяты" на "данные изъяты" с сохранением за Зобелевым В.Ю. государственного регистрационного знака "данные изъяты"
После приобретения в собственность автомобиля UAZ PATRIOT, VIN "данные изъяты", 2019 года выпуска (соглашение об уступке прав требования N "данные изъяты" от 04 марта 2020 года) Зобелев В.Ю. неоднократно обращался в РЭО ГИБДД УМВД России по городу Нижневартовск с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства и последующим установлением ранее сохраненного государственного регистрационного знака "данные изъяты" на указанный автомобиль. В ходе проведения соответствующих регистрационных действий 02 июня 2020 года, ему стало известно, что оставленный им на хранение государственный регистрационный номер "данные изъяты" переведен в резерв в связи с истечением срока хранения.
Полагая, что административный ответчик в нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. N 1764, преждевременно перевел в резерв, оставленный им на хранение государственный регистрационный номер, чем нарушил его права, Зобелев В.Ю. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, анализируя положения ст. 219 КАС РФ, дату обращения истца в суд с административным исковым заявлением (14.07.2020), учитывая, что о нарушенном праве Зобелеву В.Ю. стало известно только 02 июня 2020 года, пришел к выводу, что, установленный законом 3- месячный срок для обращения в суд Зобелевым В.Ю. не пропущен.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что действиями административного ответчика УМВД России по городу Нижневартовск было нарушено предоставленное законом право Зобелеву В.Ю. на сохранение за собой присвоенного транспортному средству государственного регистрационного номера.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении административных требований истца, исходил из того, что отказ административного ответчика в установке на транспортное средство ранее сохраненного государственного регистрационного знака принят в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими данные отношения, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с таким выводом суда апелляционной инстанции и полагает, что он основан на неправильном применении норм материального права, без учета фактических обстоятельств по делу.
В силу действующего законодательства, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия и основания для принятия оспариваемого решения, возложена на административного ответчика (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Так, в силу п. 42 Правил, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 N 399, действовавших на момент подачи Зобелевым В.Ю. заявления, срок хранения государственных регистрационных знаков не должен превышать 360 дней со дня проведения регистрационного действия, в результате которого они были сохранены, либо со дня аннулирования регистрации транспортного средства. С 01 января 2020 года указанный срок хранения продлен до 1 года (п. 45 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. N 1764).
Следовательно, в силу постановления Правительства РФ N 1764 от 21 декабря 2019 года срок хранения истекал - 12 апреля 2020 года.
Как было установлено судом первой инстанции, 08 апреля 2020 года Зобелев В.Ю, реализуя свое право на обращение в регистрационное подразделение с заявлением о совершении регистрационных действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, обратился в РЭО ГИБДД УМВД России по городу Нижневартовск с заявлением (зарегистрировано под N 744300960) о внесении изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника (владельца) транспортного средства UAZ PATRIOT, VIN "данные изъяты"
Вместе с тем, как было установлено и признано представителем административных ответчиков, на основании пункта 3.1. постановления Губернатора ХМАО - Югры от 31.03.2020 N 24 "О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в Ханты-Мансийском автономном округе Югре" с 01 апреля 2020 года и до особого распоряжения в РЭО ГИБДД УМВД России по городу Нижневартовск было приостановлено предоставление государственных (муниципальных) и иных услуг в помещениях органов государственной власти автономного округа при личном обращении граждан, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и их структурных подразделениях. Осмотр транспортных средств не производился.
При этом, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 283- ФЗ, для внесения в регистрационные данные транспортного средства изменений, связанных со сменой владельца транспортного средства, требуется проведение осмотра транспортного средства, в связи с чем, Зобелеву В.Ю. был выдан электронный билет с назначенной датой предварительной записи на 02 июня 2020 года.
Учитывая изложенное, сложившиеся обстоятельства, связанные с угрозой распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный истец объективно не имел возможности в установленные сроки обратиться в РЭО ГИБДД УМВД России по городу Нижневартовск для совершения соответствующих регистрационных действий.
Более того, судом первой инстанции правомерно отмечено, что в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) и от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, с 30 марта 2020 года по 03 апреля 2020 года, в период с 04 по 30 апреля 2020 и с 06 по 08 мая 2020 года были установлены нерабочие дни.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции правильно установил, что первым рабочим днем после окончания объявленных указами Президента нерабочих дней, а также праздничных нерабочих дней в период с 09 по 11 мая 2020 года было 12 мая 2020 года.
При этом, как ранее действовавшими Правилами, так и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации и вступившими в силу с 01 января 2020 года, установлено, что если последний день срока хранения государственного регистрационного номера приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Таким образом, учитывая, что последний день срока хранения государственного регистрационного номера "данные изъяты" приходился на нерабочий день, днем окончания срока следовало считать 12 мая 2020 года, а следовательно не ранее указанной даты оставленный Зобелевым В.Ю. на сохранение государственный регистрационный номер мог быть переведен в резерв.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что принятый отказ административного ответчика в установке на транспортное средство сохраненного государственного регистрационного знака, не мотивирован, нарушает права Зобелева В.Ю. на совершение регистрационных действий с сохраненным ранее регистрационным знаком, которое изложено в заявлении от 08 апреля 2020 года, то есть в пределах срока хранения регистрационного знака (до 12.04.2020), Утверждение суда апелляционной инстанции о возможности подать заявление в период с 04.03.2020 (дата приобретения транспортного средства, на которое Зобелев В.Ю. планировал установить сохраненный регистрационный знак) до 01.04.2020 основано на неправильно применении норм материального права, поскольку в соответствии в п. 45 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инстанции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" срок сохранения государственного регистрационного номера приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Учитывая, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права повлекли за собой принятие неправильного судебного акта, судебная коллегия в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым отменить обжалуемое апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 декабря 2020 года и оставить в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 декабря 2020 года отменить. Оставить в силе решение суда первой инстанции.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 02 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.