Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-796/2020 по иску Симбирева Алексея Константиновича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа о включении периодов работы в страховой стаж, стаж подземной работы, стаж работы в районах Крайнего Севера и установлении страховой пенсии, по кассационным жалобам Симбирева Алексея Константиновича, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, объяснения Басюк Натальи Васильевны представителя Симбирева Алексея Константиновича, действующей на основании ордера, поддержавшей доводы кассационной жалобы истца и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Симбирев А.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Новый Уренгой) о включении периодов работы в страховой стаж, стаж подземной работы, стаж работы в районах Крайнего Севера, установлении страховой пенсии по старости с даты обращения 02 октября 2018 года и возмещении судебных расходов.
В обоснование иска указал, что 02 октября 2018 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. 21 февраля 2019 года ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствие права на досрочное пенсионное обеспечение. Не соглашаясь с отказом в назначении пенсии, 10 января 2019 года он вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, дополнительно предоставив справки для установления пенсии и перерасчете стажа. Однако в удовлетворении данного заявления также отказано в связи с отсутствием у него необходимой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
Полагая отказы в назначении досрочной страховой пенсии незаконными, он обратился в суд и просил о включении
- в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов прохождения службы с 30 апреля 1987 года по 01 сентября 1988 года - в должности "данные изъяты" отделения вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел Усинского горисполкома Республики Коми, с 01 сентября 1988 года по 03 августа 1991 года - в должности "данные изъяты" Отделения вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Усинского горисполкома Республики Коми, с 03 августа 1991 года по 25 мая 1992 года - в должности "данные изъяты" Госбанка отдела охраны при Отделе внутренних дел Усинского горисполкома Республики Коми, с 15 июля 1996 года по 13 августа 1997 года - в должности "данные изъяты" на станции г. Новый Уренгой Среднеуральского управления внутренних дел на транспорте, с 13 августа 1997 года по 02 июля 1999 года - в должности "данные изъяты" Новый Уренгой Среднеуральского управления внутренних дел;
- в страховой, специальный, льготный стаж периодов службы в МВД Республики Украина с 25 мая 1992 года по 01 февраля 1994 года - в должности "данные изъяты" ОВД г. Ирпень Украина, с 01 февраля 1994 года по 30 апреля 1996 года - в органах внутренних дел МВД Украины;
- включении в льготный стаж по Списку N1 периода работы в шахте "Чайкино" Макеевского производственного объединения по добыче угля "Макеевуголь" с 10 августа 1984 года по 20 октября 1984 года, а также службы в рядах Советской Армии с 26 марта 1982 года по 06 мая 1984 года, предшествовавшей данной работе;
- включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов с 30 июля 2001 года по 01 января 2002 года в ООО "Уренгойспецремстрой", с 01 января 2002 года по 30 апреля 2002 года в ООО "Симбирск", с 05 февраля 2010 года по 02 октября 2018 года в ООО "Автоуслуги Сокол".
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2020 года исковые требования Симбирева К.А. удовлетворены частично. Включены в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды с 30 апреля 1987 года по 01 сентября 1988 года, 01 сентября 1988 года по 03 августа 1991 года, 03 августа 1991 года по 25 мая 1992 года, 15 июля 1996 года по 13 августа 1997 года, 13 августа 1997 года по 02 июля 1999 года. Включены в льготный стаж по Списку N1 период службы в рядах Советской Армии с 26 марта 1982 года по 06 мая 1984 года и период работы с 10 августа 1984 года по 20 октября 1984 года в шахте "Чайкино" Макеевского производственного объединения по добыче угля "Макеевуголь". Включены в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с 30 июля 2001 года по 01 января 2002 года, 01 февраля 2002 года по 30 апреля 2002 года, 05 февраля 2010 года по 02 октября 2018 года как работу в РКС. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2020 года решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2020 года отменено и изменено в части, изложена резолютивная часть решения суда в следующей редакции:
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность включить Симбиреву К.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 10 августа 1984 года по 20 октября 1984 года в качестве "данные изъяты" на шахте "Чайкино" Производственного объединения "Макеевуголь", период службы в Советской Армии в размере стажа работы на шахте "Чайкино" Производственного объединения "Макеевуголь".
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность включить Симбиреву К.А. в страховой стаж периоды службы в органах внутренних дел Украины с 25 мая 1992 года по 01 февраля 1994 года и с 01 февраля 1994 года по 30 апреля 1996 года.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность включить Симбиреву К.А. в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в ООО "Уренгойспецремстрой" в должности "данные изъяты" с 30 июля 2001 года по 01 января 2002 года.
С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Симбирева К.А. взысканы судебные расходы в сумме 10 000 руб. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2020 года в части включения в страховой стаж периода службы в органах внутренних дел Украины, как незаконного, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении указанного периода.
В кассационной жалобе Симбирев А.К. ставит вопрос об отмене решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2020 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В доводах кассационной жалобы Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа указывает, что в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года не предусмотрено включение в страховой стаж периодов прохождения военной службы в силовых ведомствах государств-участников Содружества Независимых Государств.
В доводах кассационной жалобы Симбирев К.А. указывает, что суды неправомерно ограничили право пенсионера на получении пенсии своевременно и в полном объеме. Досрочное пенсионное обеспечение не поставлено законодателем в зависимость от исполнения своих обязанностей страхователем (работодателем) по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Обязанность контролировать исполнение обязанности по уплате страховых взносов работодателями возложена на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Судами не дана оценка тому факту, что ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей по контролю не может служить достаточным основанием для возложения неблагоприятных последствий в области досрочного пенсионного обеспечения на застрахованное лицо.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения истца, суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, оспаривающего судебный акт в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж Симбирева А.К. период службы в органах внутренних дел Республики Украина, обоснованными, поскольку при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции в указанной части допущено неправильное применение норм материального права.
По доводам кассационной жалобы Симбирева А.К, оспаривающего судебный акт в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы с 01 января 2002 года по 30 апреля 2002 года "данные изъяты" в ООО "Симбирск", с 05 февраля 2010 года по 02 октября 2018 года "данные изъяты" в ООО "Автоуслуги Сокол", судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Симбирев А.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ года, 02 октября 2018 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением N от 21 февраля 2019 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку на дату обращения за назначением пенсии такое право не наступило. По расчетам пенсионного органа страховой стаж по состоянию на 31 декабря 2017 года составил 24 года 08 месяцев 08 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 11 лет 07 месяцев 09 дней. Пенсионным органом в своем решении указано, что за 11 лет работы в районах Крайнего Севера у истца право на досрочное пенсионное обеспечение возникает в 57 лет 10 месяцев, за 12 лет работы в районах Крайнего Севера - в 57 лет 06 месяцев.
10 января 2019 года Симбирев А.К. повторно обратился в адрес Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о перерасчете стажа, дополнительно предоставив справки о стаже работы в районах Крайнего Севера. Решением от 11 апреля 2019 года N ответчик, ссылаясь на предыдущий отказ в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 15 лет на дату первоначального обращения, по вновь поступившим уточняющим справкам о стаже работы с 16 июля 1985 года по 29 апреля 1987 года в ОАО "Дорожник" и с учетом стажа работы по 31 декабря 2018 года ООО "Симбирск" указал, что стаж работы в районах Крайнего Севера, на дату обращения 10 января 2019 года составил 14 лет 1 месяц 14 дней, право истца на досрочное пенсионное обеспечение при таком стаже работы в районах Крайнего Севера возникает при достижении возраста 55 лет 10 месяцев, а именно, 19 июля 2019 года.
По записям трудовой книжки Симбирёва А.К. судами установлено, что он с 26 марта 1982 года по 06 мая 1984 года проходил службу в Советской Армии. 10 августа 1984 года принят "данные изъяты" в шахту "Чайкино" Макеевского производственного объединения по добыче угля "Макеевуголь" и 20 октября 1984 года уволен по собственному желанию.
Симбирев А.К. проходил службу в органах внутренних дел:
- на территории Российской Федерации с 30 апреля 1987 года по 01 сентября 1988 года - в должности "данные изъяты" при Отделе внутренних дел Усинского горисполкома Республики Коми, с 01 сентября 1988 года по 03 августа 1991 года - в должности "данные изъяты" Отделения вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Усинского горисполкома Республики Коми, с 03 августа 1991 года по 25 мая 1992 года - в должности "данные изъяты" "данные изъяты" отдела охраны при Отделе внутренних дел Усинского горисполкома Республики Коми, с 15 июля 1996 года по 13 августа 1997 года - в должности "данные изъяты" г. Новый Уренгой Среднеуральского управления внутренних дел на транспорте, с 13 августа 1997 года по 02 июля 1999 года - в должности "данные изъяты" Новый Уренгой Среднеуральского управления внутренних дел;
- на территории Республики Украина с 25 мая 1992 года по 01 февраля 1994 года - в должности "данные изъяты" г. Ирпень Украина, с 01 февраля 1994 года по 30 апреля 1996 года.
Симбирев А.К. работал в ООО "Уренгойспецремстрой" "данные изъяты" в период с 30 июля 2001 года по 31 января 2002 года, в ООО "Симбирск" "данные изъяты" с 01 февраля 2002 года по 21 октября 2005 года и в ООО "Автоуслуги Сокол" "данные изъяты" с 05 февраля 2010 года.
Не согласившись с решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, полагая подсчет как страхового, так и специального стажа произведен неверно, что нарушает его право на досрочное пенсионное обеспечение, Симбирев А.К. обратился в суд.
Разрешая требования Симбирева А.К. о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды с 30 июля 2001 года по 01 января 2002 года в ООО "Уренгойспецремстрой", с 01 января 2002 года по 30 апреля 2002 года в ООО "Симбирск", с 05 февраля 2010 года по 02 октября 2018 года в ООО "Автоуслуги Сокол", суд первой инстанции исходил из обоснованности таких требований, поскольку сведения о работе истца внесены в трудовую книжку, фактически трудовая деятельность осуществлялась в районах Крайнего Севера, о чем имеется отметка в трудовой книжке, неуплата страховых взносов, отсутствие специальных кодов в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не может влиять на реализацию таким лицом права на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы Симбирева А.К. с 30 июля 2001 года по 01 января 2002 года в ООО "Уренгойспецремстрой", поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица отражена работа истца в указанном обществе, в трудовой книжке имеется печать организации об осуществлении трудовой деятельности в районах Крайнего Севера, индивидуальный лицевой счет истца дополнен страхователем ООО "Уренгойспецремстрой" за период с 30 июля 2001 года по 30 ноября 2001 года.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы с 01 января 2002 года по 30 апреля 2002 года "данные изъяты" в ООО "Симбирск", с 05 февраля 2010 года по 02 октября 2018 года "данные изъяты" в ООО "Автоуслуги Сокол", отменяя решение суда в данной части, вынося новое решение об отказе в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции указал, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица период с 01 февраля 2002 года по 30 апреля 2002 года значится как отпуск без сохранения заработной платы. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов отпусков без сохранения заработной платы (пункты 4, 5 Правил). В указанных обстоятельствах, оснований для включения в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периода с 01 февраля 2002 года по 30 апреля 2002 года у суда первой инстанции не имелось.
Отказывая в удовлетворении данных требований, судом апелляционной инстанции отмечено, что спорные периоды работы истца в ООО "Симбирск" и в ООО "Автоуслуги Сокол" имел место после 01 января 2002 года и после регистрации его в системе обязательного пенсионного законодательства. Руководствуясь положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пришел к выводу о том, что за данные периоды не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отклоняя доводы истца, судом апелляционной инстанции отмечено, что Симбирев А.К. трудоустроен в данные общества "данные изъяты", являясь страхователем, не выполнил обязанность по начислению и уплате страховых взносов. При выявленных обстоятельствах запись в трудовой книжке о периоде работы и нахождение предприятия в районах Крайнего Севера не является безусловным основанием для включения указанных периодов в стаж работы в районе Крайнего Севера в целях досрочного пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом в оспариваемой Симбиревым А.К. части и считает, что он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте.
Доводы кассационной жалобы Симбирева А.К. о наличии оснований для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы в ООО "Симбирск" и в ООО "Автоуслуги Сокол", факт работы подтверждается записями в трудовой книжке, он не может нести ответственность за действия работодателей, которыми страховые взносы в Пенсионный фонд не уплачивались, являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Доводы Симбирева А.К. проанализированы судом апелляционной инстанции, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в состоявшемся по делу судебном акте. Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции в данной части у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, Ямало-Ненецкий автономный округ отнесен к районам Крайнего Севера.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения требований истца о включении в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы директором ООО "Симбирск" и генеральным директором ООО "Автоуслуги Сокол" в целях досрочного назначения ему страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" суд апелляционной инстанции верно применил к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, верно установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, придя к верному вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что Симбирев А.К, будучи "данные изъяты", являлся лицом ответственным за предоставление полных и достоверных сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении всех работников, в том числе и в отношении себя, а также за оплату соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Именно неисполнение Симбиревым А.К. требований пенсионного законодательства в указанной части привело к вынесению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения об отказе во включении в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера спорных периодов работы в обществах с ограниченной ответственностью. Являясь "данные изъяты", Симбирев А.К. должен был понимать и предвидеть наступление негативных для него последствий при решении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении, поскольку уплатой страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивается пенсионное обеспечение.
Поскольку судами установлено, что спорные периоды трудовой деятельности истца имели место после регистрации в системе государственного пенсионного страхования, страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера может быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Симбирева А.К. Сведения, содержащиеся в трудовой книжке о том, что трудовая деятельность осуществлялась на территории, отнесенной к районам Крайнего Севера, не является основанием для включения такого периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ. Противоположное мнение заявителя свидетельствует о неверном понимании им норм пенсионного законодательства Российской Федерации. Иных доводов о несогласии с вынесенными судебными актами кассационная жалоба Симбирева А.К. не содержит.
Отказывая в удовлетворении требований Симбирева А.К. о включении в страховой стаж периодов службы в органах внутренних дел Республики Украина с 25 мая 1992 года по 01 февраля 1994 года - в должности "данные изъяты" г. Ирпень Украина и с 01 февраля 1994 года по 30 апреля 1996 года, суд первой инстанции исходил из отсутствия документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерауции, а также осуществление деятельности после распада СССР.
Отменяя решение суда первой инстанции в данной части, принимая решение о включении в страховой стаж периодов службы Симбирева А.К. в органах внутренних дел Республики Украина, основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Соглашении от 24 декабря 1993 года "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества независимых государств", исходил из того, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Судом апелляционной инстанции указано, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Анализируя справку Ново-Уренгойского линейного отдела МВД России на транспорте N 293 от 17 декабря 2018 года, уточняющую специальный стаж, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в подсчет стажа службы в органах внутренних дел Российской Федерации учтены в том числе периоды прохождения Симбиревым А.К. службы на территории Республики Украина.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего правила подсчета страхового стажа в частности лиц, проходивших службу в органах внутренних дел на территории иностранного государства. Доводы кассационной жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа о неверном применении норм материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении заявленных истцом в указанной части требований заслуживают внимание.
Как установлено судами, Симбиревым А.К. заявлено требование о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого Федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с абзацем 5 пункта "а" статьи 1 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
Согласно статье 4 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных нормативных положений, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона от 12 февраля 1993 года N4468-1, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения названного выше Закона, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
В соответствии с пунктом 8 Указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" при осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в статье 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, засчитываются в трудовой стаж.
В статье 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" период службы в органах внутренних дел не указан.
Во взаимосвязи норм Соглашения от 13 марта 1992 года и норм Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения общего трудового стажа, принимая приоритет международного права к нормам национального права, в целях обеспечения прав граждан, прибывших из стран - участников СНГ, в общий трудовой стаж могут быть включены периоды прохождения военной службы в объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых государств, что в отношении истца судами не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР.
В силу положений статьи 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают Министерства внутренних дел Сторон.
Из системного толкования указанных норм права следует, что вышеуказанное Соглашение от 24 декабря 1993 года применяется в отношении граждан - сотрудников органов внутренних дел при назначении им пенсии за выслугу лет, однако истец обратилась с заявлением о назначении пенсии на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предметом которого не является назначение пенсии работникам внутренних дел за выслугу лет, в связи с чем у суда апелляционной инстанции оснований для применения при разрешении спора в указанной части Соглашения от 24 декабря 1993 года не имелось.
Суд кассационной инстанции считает также неверными выводы суда первой инстанции, приведённые в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований в части включения в страховой стаж периода службы Симбирева А.К. в органах внутренних дел Республики Украина. В связи с чем апелляционное определение в той части, которой удовлетворены требования истца о включении в страховой стаж указанного периода службы подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, поскольку иное разрешение спора в данной части может привести к иному подсчету страхового стажа истца в целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции наделен процессуальными возможностями, которые позволяют ему с достаточной степенью достоверности установить обстоятельства, имеющие значение для дела.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2020 года в той части, которой решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2020 года об отказе Симбиреву Алексею Константиновичу в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периодов службы в органах внутренних дел Республики Украина с 25 мая 1992 года по 01 февраля 1994 года и с 01 февраля 1994 года по 30 апреля 1996 года отменено, вынесено новое решение о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности включить Симбиреву Алексею Константиновичу в страховой стаж указанные периоды службы - отменить.
Дело в отмененной части направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Симбирева Алексея Константиновича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.