Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1539/2020 по иску Маликовой Юлии Сергеевны к казенному учреждению "Нефтеюганский центр занятости населения" о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пособие по безработице и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Маликовой Юлии Сергеевны на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Маликова Ю.С. обратилась в суд с иском к казенному учреждению "Нефтеюганский центр занятости населения" о признании решения N N от 19 мая 2020 года о прекращении выплаты пособия незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного с правом получения пособия по безработице, о назначении и выплате пособия по безработице, взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, почтовых расходов в размере 110 рублей, расходов по оплате юридических услуг в размере 5 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 26 декабря 2019 года она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "данные изъяты" на срок по 21 декабря 2020 года. 10 апреля 2020 года ею подано заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы N N. 20 апреля 2020 года по просьбе ответчика она направила скан-копии документов о трудовой деятельности и образовании. 30 апреля 2020 года ей перечислено пособие по безработице в размере 750 рублей. 19 мая 2020 года ей на электронную почту пришли извещения о принятых решениях о прекращении выплаты пособия с указанием причины - "попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем" и о снятии с учета в качестве безработного. Считает принятые решения незаконными, поскольку при заполнении анкеты требовалось указать "адрес места жительства", а не адрес постоянной регистрации; формат подачи заявления на портале "Работа в России" не предусматривает возможности указания более одного адреса, кроме того, отсутствует возможность прикрепления документов.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 сентября 2020 года исковые требования Маликовой Ю.С. удовлетворены частично. Признаны незаконными решения казенного учреждения "Нефтеюганский центр занятости населения" N от 19 мая 2020 года о снятии Маликовой Ю.С. с учета в качестве безработного и N N от 19 мая 2020 года о прекращении выплаты пособия. На казенное учреждение "Нефтеюганский центр занятости населения" возложена обязанность восстановить Маликову Ю.С. на регистрационном учете в качестве безработного с 15 апреля 2020 года и выплатить пособие по безработице в порядке, установленном действующим законодательством, с зачетом средств, выплаченных за указанный период в качестве пособия лицу, признанному безработным. С казенного учреждения "Нефтеюганский центр занятости населения" взысканы в пользу Маликовой Ю.С. почтовые расходы в размере 110 рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 рублей, всего 5 110 рублей. Маликовой Ю.С. в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе Маликова Ю.С. ставит вопрос об отмене решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 сентября 2020 года в той части, которой ей отказано в удовлетворении требований в части взыскания компенсации морального вреда, как незаконных, с вынесением по делу нового решения в указанной части.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, поскольку при рассмотрении настоящего дела судами допущены такого рода нарушения, и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Маликова Ю.С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "данные изъяты".
С 26 декабря 2019 года Маликова Ю.С. зарегистрирована по месту пребывания в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по квартире "данные изъяты"
Приказом казенного учреждения "Нефтеюганский центр занятости населения" от 24 апреля 2020 года N N Маликова Ю.С. признана безработной с 15 апреля 2020 года, ей назначено пособие по безработице с 15 апреля 2020 года, установлен период выплаты пособия по безработице 3 месяца с 15 апреля по 14 июля 2020 года, установлен размер выплаты - 2 250 рублей.
06 мая 2020 года Маликова Ю.С. через портал Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры предоставила копию паспорта и копию трудовой книжки на своё имя. На основании поступивших документов проведена перерегистрация в качестве безработного.
16 мая 2020 года Маликова Ю.С. уведомлена казенным учреждением "Нефтеюганский центр занятости населения" о дистанционном способе прохождения перерегистрации 19 мая 2020 года в 11:30, документы, необходимые для перерегистрации истцом представлены.
Приказом казенного учреждения "Нефтеюганский центр занятости населения" от 19 мая 2020 года N N Маликова Ю.С. снята с регистрационного учета с 15 апреля 2020 года в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем. Приказом казенного учреждения "Нефтеюганский центр занятости населения" от 19 мая 2020 года N N пособие по безработице за 15 апреля 2020 года исключено из начислений пособия по безработице.
Приказом казенного учреждения "Нефтеюганский центр занятости населения" от 19 мая 2020 года N N выплата Маликовой Ю.С. пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 14 апреля 2020 года в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Согласно справке казенного учреждения "Нефтеюганский центр занятости населения" N N от 02 июня 2020 года Маликовой Ю.С. выплачено за период с 15 апреля по 30 мая 2020 года - 1 635 руб. 48 коп, 30 апреля 2020 года - 750 руб, 25 мая 2020 года - 885 руб. 48 коп.
Обращаясь в суд с иском об оспаривании приказов, вынесенных казенным учреждением "Нефтеюганский центр занятости населения", о снятии её с учета в качестве безработного и о прекращении выплаты пособия по безработице, Маликова Ю.С. указывала на незаконность принятых решений, ссылаясь также на причинение ей морального вреда в связи с принятием ответчиком незаконных решений. Размер компенсации морального вреда ею определен в сумме 5 000 рублей.
Поскольку судебные акты обжалуются Маликовой Ю.С. только в части отказа во взыскании компенсации морального вреда, и сторонами не оспариваются в остальной части, суд кассационной инстанции считает возможным проверить законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы не усматривается.
Разрешая спор и отказывая Маликовой Ю.С. в части компенсации морального вреда, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что поскольку меры по содействию занятости граждан, осуществляемые казенным учреждением "Нефтеюганский центр занятости населения", направлены на защиту имущественных прав истца, в то время как компенсация морального вреда производится при нарушении неимущественных прав гражданина. Доказательств, подтверждающих причинение казенным учреждением "Нефтеюганский центр занятости населения" Маликовой Ю.С. нравственных и (или) физических страданий, не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит неправомерным вывод судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Маликовой Ю.С. о компенсации морального вреда.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац 2 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Делая вывод о том, что заявленные Маликовой Ю.С. исковые требования касаются нарушения ответчиком ее имущественных прав на получение пособия по безработице, а нормы, регулирующие порядок предоставления этого пособия, не предусматривают возможности компенсации морального вреда в таких случаях, судебные инстанции не определили правовую природу спорных отношений и не учли, что меры социальной поддержки, как пособие по безработице, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Пособие по безработице относится к числу мер социальной поддержки граждан, лишившихся работы и потерявших источник дохода, необходимый для поддержания своей жизнедеятельности, здоровья, благосостояния на период поиска подходящей работы. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как пособие по безработице, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено Маликовой Ю.С. в связи с неправомерными действиями казенного учреждения "Нефтеюганский центр занятости населения" по снятию с учета истца в качестве безработного, прекращению выплаты пособия по безработице, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
Таким образом, в настоящем деле суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие отношения по компенсации морального вреда, причиненного гражданину, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения Маликовой Ю.С. такого вреда.
Ввиду изложенного состоявшиеся судебные акты нельзя признать законным. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Маликовой Ю.С, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 сентября 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.