Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Жудова Н.В. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Жанабергеновой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N N 3а-91/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волотовский водостройсервис" к комитету по тарифной политике Новгородской области о признании не действующим в части постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 28 ноября 2019 года N 71 "О производственной программе и тарифах в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Волотовский водостройсервис" на 2020 год"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Волотовский водостройсервис" (далее - ООО "Волотовский водостройсервис", Общество) на решение Новгородского областного суда от 2 ноября 2020 года, которым названное выше административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 ноября 2019 года N 71 комитетом по тарифной политике Новгородской области (далее - Комитет) принято постановление "Об утверждении производственной программы и тарифов в сфере холодного водоснабжения ООО "Волотовский водостройсервис" на 2020 год" (далее - Постановление).
Пунктом 1 указанного постановления утверждена производственная программа ООО "Волотовский водостройсервис" в сфере холодного водоснабжения на 2020 год (далее - Производственная программа), являющаяся Приложением N 1 к Постановлению.
Производственная программа включает в себя паспорт Производственной программы (раздел 1), перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке (раздел 2), планируемый объем подачи питьевой воды, объем принимаемых сточных вод (раздел 3), объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (раздел 4), график реализации мероприятий производственной программы (раздел 5), плановые показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения (раздел 6), расчет эффективности производственной программы водоснабжения (раздел 7), отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования - 2018 год (раздел 8), мероприятия, направленные на повышение качества обслуживания абонентов (раздел 9).
Пунктом 2 того же постановления Обществу установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения на 2020 год согласно приложению 2: тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей, которые составили для потребителей, кроме населения (без налога на добавленную стоимость), на период с 1 января по 30 июня 2020 года - 124, 69 руб./куб м, на период с 1 июля по 31 декабря 2020 года - 125, 29 руб/куб.м; для населения на период с 1 января по 30 июня 2020 года - 89, 94 руб./куб.м, на период с 1 июля по 31 декабря 2020 года - 93, 63 руб./куб.м.
Действие указанных тарифов установлено на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года (пункт 3 Постановления).
Данный нормативный правовой акт опубликован в печатном издании - областная газета "Новгородские ведомости" 6 декабря 2019 года N 24 и 3 декабря 2019 года размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
ООО "Волотовский водостройсервис" обратилось в Новгородский областной суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просило признать недействующими раздел 4 Производственной программы, являющейся Приложением N 1 к Постановлению, и Приложения N 2 в части установления тарифов для потребителей, кроме населения.
В обоснование заявленных требований указало, что, являясь гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения на территории Волотовского муниципального района с июня 2013 года, Общество осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере холодного водоснабжения, в связи с чем обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на питьевую воду в размере 246, 89 руб/куб.м на регулируемый период 2020 год, предоставив проект производственной программы в объемах и финансовом обеспечении, позволяющих осуществление регулируемого вида деятельности в соответствии с установленными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) принципами, все расчеты и документы, подтверждающие экономически обоснованные расходы, фактически понесенные Обществом, и планируемые финансовые затраты на очередной период регулирования.
Однако Комитетом в нарушение действующего законодательства необоснованно была утверждена Производственная программа в части объема финансовых потребностей, не позволяющих осуществление регулируемого вида деятельности в соответствии с установленными принципами, тарифы на холодное водоснабжение прочих потребителей Общества установлены в необоснованно заниженных размерах, что нарушает права административного истца на возмещение экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по холодному водоснабжению.
По мнению заявителя, при установлении тарифов Обществу и расчете необходимой валовой выручки Комитетом необоснованно сокращены расходы на заработную плату и отчисления на социальные нужды, электроэнергию с учетом отопления объектов водоснабжения, горюче-смазочные материалы, ремонт основных средств, производственный контроль качества воды.
Решением Новгородского областного суда от 2 ноября 2020 года названное административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным решением, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвовавшим в деле прокурором и представителем административного ответчика поданы письменные возражения.
Участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; представители административного истца и административного ответчика письменно просят о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Волотовский водостройсервис" создано в июне 2013 года, основным видом его деятельности является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Постановлением Администрации Волотовского муниципального района от 28 июня 2013 года N 375 Общество наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение на территории сельского поселения Волот.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Закона о водоснабжении и водоотведении, постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с пунктами 1.1, 3.4.22, 3.21 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года N 258, административный ответчик является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов); устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждает производственные программы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Проанализировав приведенные выше нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое в части Постановление принято уполномоченным органом, в установленном законом порядке опубликовано в официальном источнике публикации нормативных правовых актов.
По данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Постановление Комитета в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в том числе установленным статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведения принципам, и не нарушает права и законные интересы Общества.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 14, 16 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 17 данных Правил.
Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяется Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года N 1154-э (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
Пунктом 26 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно пункту 27 Правил регулирования тарифов решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает: а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования (пункт 28 Правил).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что потребителями услуг Общества являются физические и юридические лица, а также бюджетные потребители на территории Волотовского муниципального района.
На основании договора аренды от 27 ноября 2017 года, заключенного с Администрацией Волотовского муниципального района Новгородской области, административный истец является владельцем 36 артезианских скважин, водонапорных башен и водопроводной сети. Срок действия данного договора определен до 30 декабря 2019 года. Согласно дополнительному соглашению от 31 мая 2019 год к указанному договору срок его действия устанавливается по 30 декабря 2019 года, в случае заключения концессионного соглашения - до момента заключения концессионного соглашения. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Комитета от 11 декабря 2018 года N 61/2 "О производственной программе и тарифах в сфере холодного водоснабжения ООО "Волотовский водостройсервис" на 2019 год" административному истцу утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения на 2019 год и установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения на 2019 год, которые для потребителей (кроме населения) составили с 1 января по 30 июня 2019 года - 150, 34 руб, с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 151, 86 руб.
30 апреля 2019 года Общество обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифа на водоснабжение (питьевое водоснабжение) на период регулирования 2020 - 2024 годы, выбрав метод регулирования тарифов - метод экономически обоснованных расходов, представив свои расчеты и обосновывающие документы с предложением установить тариф в размере 246, 89 руб./куб.м (рост предлагаемого тарифа к установленному на 2019 год составляет 162, 58%), а также проект производственной программы.
Дважды (7 мая и 7 июня 2019 года) Комитет на основании пункта 17 Правил регулирования тарифов, пункта 17 Основ ценообразования отказывал Обществу в открытии дела по установлению тарифов на водоснабжение, поскольку представленные документы не подтверждали законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности.
25 сентября 2019 года решением Комитета было открыто дело об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год, о чем уведомлено Общество. Выбор метода регулирования тарифов - метода экономически обоснованных расходов (затрат) - произведен Комитетом в соответствии с подпунктом "б" пункта 39 Основ ценообразования и пунктом 24 Правил регулирования тарифов. Выбор метода регулирования тарифов административным истцом не оспаривается.
Далее, административным ответчиком до 15 ноября 2019 года была проведена экспертиза представленных заявителем документов, составленное экспертное заключение по содержанию соответствует требованиям, предъявляемым к нему пунктом 26 Правил регулирования тарифов.
28 ноября 2019 года на заседании правления Комитета приняты решения об установлении оспариваемых тарифов и утверждении Производственной программы с соблюдением требований пункта 29 Правил.
О заседании правления Комитета Общество было извещено письмами от 19 ноября 2019 года N КЦ-1862-И и 22 ноября 2019 года N КЦ-1905-И.
Оспариваемым в части Постановлением установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для административного истца на 2020 год с использованием метода экономически обоснованных расходов в размерах, предложенных в экспертном заключении.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое в части Постановление принято Комитетом в соответствующей форме и с соблюдением установленной процедуры.
Оценивая доводы административного истца о несоответствии в оспариваемой части Постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований к признанию его недействующим.
Судебная коллегия с данными выводами суда также соглашается.
Из содержания раздела 3 Производственной программы следует, что планируемый в 2020 году объем выработки воды установлен Обществу в размере 64, 095 тыс. куб.м и административным истцом не оспаривается. Разделом 4 Производственной программы объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, установлен Обществу на период с 1 января по 30 июня 2020 года в размере 6 987, 05 тыс. руб, на период с 1 июля по 31 декабря 2020 года 7020, 68 тыс. руб.
Как установлено судом и следует из экспертного заключения, расчет необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2020 год произведен исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения целевых показателей деятельности регулируемой организации, предусмотренных производственной программой, на основании расчетных данных, с учетом плановых расходов на 2020 год, фактических затрат за 2018 год и показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (далее - Прогноз), с календарной разбивкой по полугодиям, с 1 июля 2020 года при расчете расходов по статьям затрат применены индексы-дефляторы, определенные Прогнозом.
В соответствии с Основами ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (пункт 29); необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется органом регулирования тарифов на каждый период регулирования исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения) (пункты 24, 25 Основ ценообразования); при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;
е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные (пункт 22); при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования); при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:
а) производственных расходов;
б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт;
в) административных расходов;
г) сбытовых расходов гарантирующих организаций;
д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;
ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;
з) нормативной прибыли;
и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации (пункт 38); в составе производственных расходов учитываются, в том числе, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала (подпункт "г" пункта 39); расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала относятся к административным расходам (подпункт "б" пункта 41); при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 52).
Согласно Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.21 к данным Методическим указаниям (пункт 17); приложение 2.2 предусматривает включение в фонд оплаты труда выплат, связанных с режимом работы и условиями труда на 1 работника в месяц (строка 2.7), текущего премирования (строка 2.8), дополнительного премирования, включая вознаграждение за выслугу лет (строка 2.9).
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что фактическая штатная численность Общества составляет 10 единиц, из которых 7 должностей основного производственного персонала и 3 должности административно-управленческого персонала (далее - АУП).
Согласно сведениям Новгородской областной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения - Областного комитета профсоюзов административный истец не входит в перечень организаций, на которые распространяется Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.
Обществом в тарифное дело были представлены: расчет расходов на оплату труда по регулируемому виду деятельности на 2020 год согласно приложению 2.2 Методических указаний на сумму 1 832, 50 тыс. руб. на штатную численность 7 человек основного производственного персонала и на сумму 1 504, 8 тыс. руб. на работников АУП; штатное расписание на 1 января 2019 года со штатной численностью 46 человек и планируемым годовым фондом оплаты труда 19 409, 419 тыс. руб.; анализ счета 20.01 за 2018 год из которого следует, что фактические затраты заявителя за 2018 год по фонду оплаты труда (далее - ФОТ) производственного персонала составили 1 649, 91 тыс. руб, по ФОТ на работников АУП - 1 504, 80 тыс. руб.
Из экспертного заключения следует, что фактическая заработная плата в перерасчете на 1 штатную единицу составила 19 641, 80 руб. (включая должностной оклад и выплачиваемые доплаты и премии в соответствии с Коллективным договором), что, следует признать, сопоставимо со средней заработной платой по Новгородской области в сфере обеспечения коммунальными услугами по состоянию на июнь 2019 года - 22 457, 70 руб. (экспресс-информация территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области "О средней заработной плате работников области в июне 2019 года).
Учитывая изложенное, расходы Общества на ФОТ на 2020 год приняты Комитетом исходя из фактического фонда оплаты труда за 2018 год с индексом роста 1, 03 согласно Прогнозу: по производственному персоналу - 1 699, 43 тыс. руб. (при средней заработной плате 20 231 руб.), по АУП - 1 100, 04 тыс. руб.
Величина страховых взносов от ФОТ основного производственного персонала и АУП в сфере водоснабжения принята Комитетом в размерах, определенных в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации - 30% от ФОТ и согласно уведомлению о размерах страховых взносов Фонда социального страхования - 0, 2% на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, и составвляет по производственному персоналу - 513, 23 тыс. руб, по АУП - 332, 21 тыс. руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что выполненный Комитетом расчет на 2020 год планового фонда оплаты труда производственного персонала и АУП (а также расчет отчислений на социальные нужды) исходя из фактического размера ФОТ, сложившегося в последнем расчетном периоде регулирования Обществом, прогнозного значения индекса роста не противоречит приведенным положениям Основ ценообразования и не нарушает прав административного истца.
Доводы представителя административного истца о том, что включению в НВВ подлежали планируемые на 2020 год расходы по годовому ФОТ в размере 19 409, 419 тыс. руб. на представленную Предприятием и рассчитанную в соответствии с приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года N 66 "Об утверждении рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства" (далее - Рекомендации Госстроя России N 66) штатную численность 46 единиц и соответствующие от данного ФОТ отчисления на социальные нужды, суд первой инстанции правомерно счел несостоятельными.
Так, Рекомендации Госстроя России N 66 (утратившие свою силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 15 июня 2020 года N 316/пр) не являлись обязательными к применению, носили рекомендательный характер и могли быть использованы в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.
Судом установлено по материалам тарифного дела, что расчет нормативной численности работников Общество в Комитет не представляло, о расчете расходов на оплату труда, исходя из нормативной численности работников, не заявляло, доказательств того, что представленное в материалы тарифного дела штатное расписание по состоянию на 1 января 2019 года на 46 штатных единиц соответствовало нормативной численности работников, установленной на основании Рекомендаций Госстроя России N 66, административным истцом не представлено.
При этом при сравнении планируемых на 2020 год и фактических расходов на оплату труда за 2018 год, исходя из анализа финансово-хозяйственной деятельности Общества, административным истцом за 2018 год установленный Комитетом размер фонда оплаты труда использовался не в полном объеме: при установлении тарифа по водоснабжению на 2018 год и принятой Комитетом численности 19, 5 единиц, ФОТ Обществом использован только на 82, 9%, экономия расходов по статье заработная плата основных производственных рабочих составила 339, 80 тыс. руб.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель административного истца не оспаривал тот факт, что фактическая численность основных производственных рабочих предприятия в 2020 году составляет 7 человек.
При таких обстоятельствах, учитывая, что численность работников Общества никогда не достигала штатной численности 46 единиц, а также принимая во внимание уменьшение объема производства административного истца начиная с 2015 года, в том числе и в 2020 году, суд пришел к верному выводу, что заявленные расходы на оплату труда, исходя из представленного штатного расписания на 46 штатных единиц, не являются экономически обоснованными.
Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение в силу подпункта "б" пункта 39 Основ ценообразования относятся к производственным расходам, включаемым в НВВ, и рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов (пункт 50 Основ ценообразования).
Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно приложениям 2.1, 2.1.1 к Методическим указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы (пункт 19 Методических указаний).
Судом установлено, что согласно материалам тарифного дела и экспертному заключению, Обществом заявлены затраты на приобретение горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) на 2020 года в размере 331, 340 тыс. руб, в подтверждение чего представлен договор от 6 августа 2013 года, заключенный с ООО " "данные изъяты"" на поставку нефтепродуктов, калькуляция "Расходы на сырье и материалы".
Расходы на содержание и ремонт машин и механизмов, на запчасти для эксплуатации и ремонта систем водоснабжения Обществом не заявлялись.
Из анализа счета 20.01за 2018 год следует, что фактические затраты по ГСМ составили 304, 365 тыс. руб. Плановая потребность в ГСМ (бензин Аи-92) на 2020 год определена Комитетом на уровне фактической за 2018 год, указанной в калькуляции "Расходы на сырье и материалы", - 7 515 л.
Поскольку на территории осуществления деятельности административного истца ООО " "данные изъяты"" является единственным поставщиком, постольку цена на ГСМ Комитетом учтена на основании минимальной цены по данному поставщику по мониторингу цен, проводимому административным ответчиком, по состоянию на 1 ноября 2019 года (Аи -92 - 42, 3 руб.) с применением индекса роста 1, 03 согласно Прогнозу.
С учетом изложенного, расходы Общества на приобретение сырья и материалов в целом по 2020 году определены Комитетом в размере 322, 65 тыс. руб.: с 1 января по 30 июня 2020 года - 317, 88 тыс. руб, с 1 июля по 31 декабря 2020 года - 327, 42 тыс. руб.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, оснований для включения в НВВ и состав расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение, указанных в административном исковом заявлении расходов Общества на содержание машин и механизмов для эксплуатации и ремонта систем водоснабжения - 3001, 32 тыс. руб, запасных частей - 1000 тыс. руб, у Комитета не имелось, поскольку такие расходы при подаче тарифной заявки административным истцом не указывались и документы по их обоснованию, соответственно, не представлялись.
По причине отсутствия надлежащего обоснования расходов на осуществление производственного контроля качества воды, не представления документов с указанием планируемых к проведению мероприятий и сумм расходов, утвержденной в установленном Законом о водоснабжении и водоотведении порядке Программы производственного контроля качества воды, заявленные Обществом расходы на производственный контроль качества воды в сумме 293, 20 тыс. руб. правомерно уменьшены Комитетом и определены в размере 53, 43 тыс. руб, исходя из фактических расходов за 2018 г. (51, 87 тыс. руб.) с применением индексации.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
В соответствии с Правилами регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов (пункты 16, 17); решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (абзац 2 пункта 25).
Согласно пункту 4 Регламента, в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Проанализировав приведенные нормы суд обоснованно указал, что предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации, бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.
Общество, действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка водоснабжения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
Более того, действующим правовым регулированием не предусмотрена обязанность регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы, поскольку отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для установления соответствующего тарифа.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что Комитетом правомерно определены затраты Общества по статье "расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение" и производственный контроль качества воды на основании фактических данных за 2018 год с применением индексации согласно Прогнозу.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования, пунктом 20 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложение 2.1.2 - 2.1.6 к названным Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, из материалов тарифного дела и экспертного заключения следует, что расходы на тепловую энергию заявлены Обществом в расчете тарифа на 2020 год в сумме 80, 54 тыс. руб, в подтверждение чего представлены: договор с поставщиком - АО " "данные изъяты"" от 1 октября 2013 года, счета, накладные и счета-фактуры за 2018 год.
Комитетом при расчете тарифа на 2020 год принят объем тепловой энергии исходя из фактического за 2018 год и тарифа, установленного АО " "данные изъяты"" постановлением Комитета от 7 ноября 2017 года N 37 "О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) акционерного общества " "данные изъяты"" (Новгородская область) на 2018 - 2020 годы", с индексом роста 1, 03 согласно Прогнозу. Расходы Общества, включенные в НВВ по данной статье, составили с 1 января по 30 июня 2020 года - 72, 11 тыс. руб, с 1 июля по 31 декабря 2020 года - 74, 27 тыс. руб.
Расходы на приобретение электрической энергии на технологические цели на 2020 год заявлены Обществом в размере 1 944, 00 тыс. руб, в подтверждение которых представлены: расчет согласно приложению 2.1.2 к Методическим указаниям, ведомость расхода электроэнергии за 2018 год, 2 счета-фактуры и 2 акта приема передачи от 31 марта 2019 года за март 2019 года, договоры купли-продажи электрической энергии, энергосбережения.
Фактические затраты на электроэнергию за 2018 год составили по водоснабжению 1 691, 43 тыс. руб, при плане 1 940, 47 тыс. руб. (экономия расходов на электроэнергию составила 249, 04 тыс. руб, то есть 12, 8%).
Однако Обществом в материалы тарифного дела не было представлено распределение расходов на электроэнергию по видам деятельности (регулируемым и не регулируемым), осуществляемым административным истцом, в то время как в договоре купли-продажи электрической энергии от 1 октября 2014 года, помимо объектов водоснабжения (артскважины), указаны иные объекты (промышленная база), которые поименованы также и в ведомости расхода электроэнергии за 2018 год.
Кроме того, согласно договору аренды имущества от 17 марта 2016 года, Общество является владельцем объектов, не используемых в регулируемом виде деятельности (здание столярки, склад под пиломатериалы, пилорама, сарай под пиломатериалы).
С учётом изложенных обстоятельств, Комитетом в соответствии с подпунктом "г" пункта 22 Основ ценообразования удельный расход электроэнергии Общества принят по аналогии с предприятиями, оказывающими услуги в сфере водоснабжения из артезианских скважин, - 1, 51 кВт.ч/куб.м, в частности по аналогии с МУП " "данные изъяты"", производственная программа и тарифы которого утверждены постановлением Комитета от 6 ноября 2018 года N 41/2 "О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия "Любытинское водопроводно-канализационное хозяйство" на 2019 - 2023 годы".
Производственной программой ООО "Волотовский водостройсервис" на 2020 год, разделами 6 "плановые показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения" и 7 "расчет эффективности производственной программы водоснабжения" удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема, отпускаемой в сеть, установлен в размере 1, 51 кВт.ч/куб.м и не оспаривается административным истцом.
С учетом планируемого Производственной программой Общества объема отпуска воды в сеть в 2020 году 64, 095 тыс. куб, удельного расхода электрической энергии 1, 51 кВт.ч/куб.м, расход электрической энергии ООО "Волотовский водостройсервис" на 2020 год определен Комитетом 96, 783 тыс.кВт/ч.
При этом цена на электроэнергию принята на 2020 год исходя из средневзвешенной цены на 2018 год (7, 5499 руб./кВт.ч) с индексом роста 1, 03 согласно Прогнозу.
Таким образом, расходы на приобретение электрической энергии на технологические цели на 2020 год, включенные в НВВ, в целом по году составили 741, 672 тыс. руб, из их с 1 января по 30 июня 2020 года - 730, 714 тыс. руб, с 1 июля по 31 декабря 2020 года - 752, 63 тыс. руб.
Доказательств экономической необоснованности принятых Комитетом расходов по названной статье административным истцом в ходе рассмотрения настоящего административного дела не представлено.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, данный расчет Комитета нормам действующего законодательства в сфере тарифного регулирования не противоречит и обеспечил регулируемой организации учет в составе тарифов достаточный уровень финансовых средств, необходимых для возмещения организации конкретных затрат. При этом, если расходы регулируемой организации на электроэнергию по итогам 2020 года превысят запланированную в тарифах величину, они могут быть возмещены Обществу в порядке пункта 15 Основ ценообразования.
Следовательно, утвержденные Комитетом тарифы на питьевую воду, а также расчетные показатели Производственной программы для ООО "Волотовский водостройсервис" являются экономически обоснованными и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Оценив приведенные выше доказательства суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ввиду отсутствия противоречия между оспариваемым нормативным правовым актом и законодательством, имеющим большую юридическую силу, отсутствия нарушения права административного истца, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца и им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия оснований не согласиться не находит.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новгородского областного суда от 2 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волотовский водостройсервис" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Н.В. Овсянкина
Судьи Н.В. Жудов
И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.