Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-304/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виконда-Девелопмент" об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки
по апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 3 ноября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Виконда Девелопмент" (далее также - ООО "Виконда Девелопмент", ООО, административный истец), являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 75 752 779 рублей 87 копеек и 117 853 965 рублей 84 копеек, в котором просило установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной рыночной в размере 42 252 000 рублей и 62 833 000 рублей соответственно.
В обоснование заявленных требований указало, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права юридического лица как плательщика земельного налога и налога на имущество организаций, размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Ярославского областного суда от 3 ноября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, кадастровая стоимость установлена равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 42 252 000 рублей и 62 833 000 рублей.
В апелляционной жалобе департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просит отменить состоявшееся судебное решение ввиду незаконности и необоснованности и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
По мнению административного ответчика, заключение судебной оценочной экспертизы, положенное в основу судебного решения, составлено с нарушением требований законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, в связи с чем вывод о том, что отчеты об оценке отражают действительную рыночную стоимость спорных земельных участков, не достоверен. В связи с изложенным заявлено ходатайство о назначении по административному делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Административным истцом в суд апелляционной инстанции представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
Представители ООО "Виконда-Девелопмент", департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ярославской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области, государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов", администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области, извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебном заседании участие не принимали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Представителями ООО "Виконда-Девелопмент" и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ярославской области представлены заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и возражения на них, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ООО является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N по состоянию на 1 января 2019 года утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 N 20-н "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", земельных участков категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенных на территории Ярославской области" в размере 75 752 779 рублей 87 копеек и 117 853 965 рублей 84 копеек соответственно.
В соответствии со статьями 387 -391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а потому аргументы апелляционной жалобы об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости спорных земельных участков являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В подтверждение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административный истец представил суду отчеты N и N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленный оценщиком ООО "Яр-Оценка" (далее- отчеты об оценке), согласно которым рыночная стоимость спорных земельных участков составляет 42 252 000 рублей и 62 833 000 рублей.
С учетом возражений департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области против принятия вышеназванных отчетов об оценке в качестве допустимого доказательства по административному делу, мнения сторон, в соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании определения Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная оценочная экспертиза, что согласуется с разъяснениями, изложенными в пунктах 20, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости". На разрешение эксперта были поставлены вопросы о соответствии представленных отчетов об оценке законодательству об оценочной деятельности и достоверности выводов отчетов об оценке относительно величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца.
Согласно заключению эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному экспертом ООО " "данные изъяты"" ФИО3, представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков в целом соответствуют законодательству об оценочной деятельности; определенная в отчетах об оценке рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих административному истцу, является достоверной.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять, как заключению эксперта, так и отчетам об оценке у судебной коллегии не имеется.
Как правильно указал суд первой инстанции, отчеты об оценке, на основании которых установлена рыночная стоимость спорных земельных участков, выполнены в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Оценщик на основании проведенного анализа и выполненных расчетов пришел к заключению о размере рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.
При этом, выявленные экспертом ФИО3 в результате проверки отчетов об оценке недостатки не оказали влияния на итоговый результат определения рыночной стоимости объектов недвижимости, поскольку результат отклонения составил от 0, 2% до 4, 7%, что не может привести к искажению рыночной стоимости земельных участков.
Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области не представлено доказательств, подтверждающих влияние допущенных погрешностей на результат оценки, а также те или иные действия оценщика в рамках расчета, которые, по мнению административного ответчика, являются не обоснованными.
Представленные участвующими в деле лицами доказательства оценены судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции верно установил, что представленные административным истцом отчеты об оценке являются надлежащими доказательствами, достоверно подтверждающими указанную в них итоговую величину рыночной стоимости земельных участков, в связи с чем отказал департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области в проведении по административному делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленными доказательствами.
Решение суда вынесено при правильном применении норм материального и процессуального права.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ярославского областного суда от 3 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.