Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2021 г. по делу N 16-211/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Астраханской области" Ахмедовой Д.Т. на постановление заместителя руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области от 19 июля 2019 года, решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 2 сентября 2019 года и решение судьи Астраханского областного суда от 18 октября 2019 года, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Астраханской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области от 19 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 2 сентября 2019 года и решением судьи Астраханского областного суда от 18 октября 2019 года, ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ахмедова Д.Т. просит отменить состоявшиеся в отношении ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, дело направить на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 5 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что в Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области из Управления по работе с обращениями граждан администрации губернатора Астраханской области поступило обращение граждан, в котором указано о необоснованности действий сотрудников ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области", связанных с проведением медицинской обследования и медицинской деятельностью (л.д.31-33).
В связи с указанным обращением, проверка доводов которого относится к компетенции Росздравнадзора, по фактам, изложенным в обращении заявителя, временно исполняющим обязанности руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" NП30-142/19 от 17 июня 2019 года. Из указанного приказа следует, что проверка проводится в период времени с 19 июня 2019 года по 04 июля 2019 года с целью государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (включая: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, соблюдения порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, соблюдение порядка проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, организацию и осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской области деятельности), лицензионного контроля медицинской деятельности. При этом указано на необходимость анализа медицинских документов, отражающих порядок производства военно-врачебной экспертизы в отношении Серикова В.В, документов об образовании и квалификации медицинских сотрудников учреждения и подразделений, проводивших военно-врачебную экспертизу в отношении указанного лица.
В пункте 13 приказа приведен перечень документов, представить которые юридическому лицу необходимо для проведения проверки (л.д.34-37).
Копия приказа о проведении проверки получена ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" 18 июня 2019 года по адресу нахождения комиссариата: 414000, Астраханская область, Кировский район, г. Астрахань, Калинина, д. 13 (л.д.37).
1 июля 2019 года ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" обратилось в административный орган с просьбой разъяснить правовые основания для проведения проверки, а также полномочия должностных лиц Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области и экспертов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (л.д.38).
На данный запрос Территориальным органом Росздравнадзора Астраханской области 3 июля 2019 года направлен ответ с разъяснениями и напоминанием об административной ответственности юридических лиц, их руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей при необоснованном воспрепятствовании проведению проверки (л.д.39-41).
Учреждением в ходе проведения проверки не обеспечено участие руководителей, уполномоченных представителей и представление документов согласно перечню, указанному в приказе NП30-142/19 от 17 июня 2019 года. Документы в срок до 4 июля 2019 (дата окончания проверки, указанная в приказе) не представлены. В связи с изложенным составлен акт N79 от 4 июля 2019 года о невозможности проведения проверки (л.д.43-45).
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 4 июля 2019 года (л.д. 46-48), обращением Серикова В.В. и Серикова В.П. (л.д. 32), актом проверки от 4 июля 2019 года (л.д.43-44), приказом о проведении внеплановой документарной проверки от 17 июня 2019 года (л.д.34-37), а также иными материалами, которым при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в действиях ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения и недоказанности вины учреждения несостоятельны.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее- Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) предусмотрен порядок проведения внеплановых документарных проверок, а также права юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из части 3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ) гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Как усматривается из материалов дела, поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении явилось обращение Серикова В.В. и Серикова В.П, которое из аппарата главы субъекта перенаправлено в Территориальный орган Росздравнадзора Астраханской области (л.д. 32). Из содержания данного обращения следует, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к письменным обращениям, приведенным в статье 7 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ и не противоречит нормам Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. В связи с этим оснований полагать о незаконности внеплановой проверки учреждения не имеется.
Кроме того, в обращении Серикова В.В. и Серикова В.П. указаны данные о личности граждан, статус призывника, что также свидетельствует об отсутствии у должностных лиц административного органа оснований считать лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не установленным, обращение не подлежащим рассмотрению.
В силу положений статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора). В приказе указываются правовые основания проведения проверки, указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Порядок проведения проверки административным органом вопреки доводам защитника Ахмедовой Д.Т. соблюден, приказ о проведении проверки, содержащий необходимую информацию, в том числе и фамилии граждан, обратившихся с жалобами, срок проведения проверки, правовые основания, предмет проверки, документы, которые необходимо предоставить, направлен в ФКУ "Военный комиссариат" и вручен работнику ФКУ "Военный комиссариат". Обязательность вручения приказа лично законному представителю положениями закона не регламентирована.
При этом, как видно из материалов дела, при направлении обращения граждан в Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области сотрудником Управления по работе с обращениями граждан администрации губернатора Астраханской области копия обращения Серикова В.В. и Серикова В.П. направлена 25 мая 2019 года и в адрес ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" (л.д.31). В связи с чем ссылка в жалобе о непредоставлении такого документа административным органом не может быть признана заслуживающей внимание.
Указание на то, что истребуемые документы 15 июля 2019 года представлены в территориальное управление основанием к отмене принятых по делу актов не является, поскольку документы направлены после окончания срока проведения проверки, установленного приказом Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, установленные обстоятельства и выводы о виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права или норм процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из представленных материалов дела не усматривается наличие существенных противоречий либо неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о доказанности вины учреждения в совершении вмененного административного правонарушения.
Порядок и срок привлечения ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции части 5 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области от 19 июля 2019 года, решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 2 сентября 2019 года и решение судьи Астраханского областного суда от 18 октября 2019 года, вынесенные в отношении ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ахмедовой Д.Т. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
Судья районного суда Хохлачева О.Н.
Судья областного суда Мухамбеталиева Н.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.