Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01 марта 2021 г. по делу N 16-366/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Бирюкова В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 216 Туапсинского района Краснодарского края от 18 ноября 2019 года и решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 16 января 2020 года, вынесенные в отношении Бирюкова Виталия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 216 Туапсинского района Краснодарского края от 18 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 16 января 2020 года, Бирюков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Бирюков В.А. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума; агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Статьей 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определены условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
Кандидаты вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 54).
В силу пункта 2 статьи 54 названного закона все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонд, электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде (пункт 3 статьи 54).
Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 и (или) пункта 3 настоящей статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (пункт 6 статьи 54).
Исходя из пункта 5 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов кандидатов.
На основании пункта 5 статьи 59 названного закона граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату только через соответствующие избирательные фонды. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, запрещается. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах. Материальная поддержка кандидата, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Как следует из материалов дела, 4 сентября 2019 года Бирюков В.А. изготовил и распространил в период подготовки и проведения выборов в депутаты Совета Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района по Вельяминовскому четырехмандатному избирательному округу N 2 во дворе дома на доске объявлений по адресу: "адрес", печатный агитационный материал (листовку) в свою поддержку на выборах 8 сентября 2019 года с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 2 ноября 2019 года (л.д.2), письмом председателя Территориальной избирательной комиссии Туапсинская районная (л.д.3-4), решением о регистрации Бирюкова В.А. кандидатом в депутаты от 30 июля 2019 года (л.д.5-6), копией обращения Варанцовой П.А. (л.д.7), фотодокументами (л.д.8-10), копией заявления Бирюкова В.А. об отсутствии избирательного фонда (л.д.11) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия Бирюкова В.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам заявителя нарушений, влекущих невозможность использования указанных выше и иных исследованных судебными инстанциями доказательств, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не допущено.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии названного лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе заявлением Варанцовой П.А. (л.д.7), обращением председателя Территориальной избирательной комиссии Туапсинская районная в отдел МВД России по Туапсинскому району от 4 сентября 2019 года (л.д.3, 4), заявлением Бирюкова В.А. в Территориальную избирательную комиссию Туапсинская районная (л.д. 11) подтверждается, что Бирюковым В.А. заказан печатный агитационный материал в свою поддержку на выборах 8 сентября 2019 года, который размещен на соответствующем агитационном стенде, при этом оплата производилась не за счет средств избирательного фонда кандидата.
Поскольку расходы на размещение и изготовление печатного агитационного материала (листовки), касающиеся проведения предвыборной агитации, были осуществлены не из средств соответствующего избирательного фонда кандидата, а экземпляры агитационных материалов со сведениями, указанными в пунктах 3 и 6 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в избирательную комиссию не представлялись, что не отрицалось самим Бирюковым В.А. (л.д.15), утверждения заявителя о недоказанности его виновности и непричастности к совершению вменяемого правонарушения нельзя признать состоятельными.
Отсутствие подписи Бирюкова В.А. в протоколе об административном правонарушении не влечет признания процессуального документа недопустимым доказательством, при этом данное обстоятельство не лишало его возможности реализовать предоставленные законом процессуальные права, в том числе выразить несогласие с содержанием документа при его составлении. Как видно из материалов дела Бирюков В.А. своими процессуальными правами воспользовался, приводя письменную позицию по делу, заявляя ходатайства и обжалуя состоявшиеся по делу судебные акты. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Ссылка в жалобе на то, что в постановлении мирового судьи неверно указан номер избирательного округа, не может быть признана заслуживающей внимание, так как ошибочное приведение в судебном акте номера избирательного округа является очевидной опиской, которая может быть исправлена в порядке, предусмотренном 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Описка в части неверно указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устранена определением мирового судьи от 10 декабря 2019 года (л.д.37).
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки и оценки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, установленные обстоятельства и выводы о виновности Бирюкова В.А. вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права или норм процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Бирюкова В.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции вменяемого правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 216 Туапсинского района Краснодарского края от 18 ноября 2019 года и решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 16 января 2020 года, вынесенные в отношении Бирюкова Виталия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Бирюкова В.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Бондарев С.Н.
судья районного суда Твердов И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.