Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Карасовой Н.Х, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации Орловского района Харченко Ю.В. и кассационную жалобу главы администрации Орловского сельского поселения Омельченко С.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Тарасовой А.А. к Администрации Орловского района Ростовской области, Администрации Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области об оспаривании решений органов местного самоуправления, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Тарасова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление Администрации Орловского сельского поселения от 31 октября 2019 года
N 426 "О снятии с учёта нуждающейся в улучшении жилищных условий Тарасовой Алеси Александровны", обязать Администрацию Орловского сельского поселения восстановить Тарасову А.А. в числе нуждающихся в обеспечении жилым помещением, признать семью Тарасовой А.А. в составе трёх человек нуждающимися в обеспечении жилым помещением в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"; признать недействительным постановление Администрации Орловского района Ростовской области от 10 февраля
2020 года N 106 об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" семьи Тарасовой А.А, обязать Администрацию Орловского района восстановить семью
Тарасовой А.А. в составе трёх человек в списке участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году.
Требования административного искового заявления Тарасовой А.А. мотивированы тем, что 27 сентября 2012 года постановлением Администрации Орловского района N 801 её семья в составе двух человек включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. 25 января 2018 года постановлением Администрации Орловского района Ростовской области N 48 в указанное постановление внесены изменения, в состав семьи включён сын - Тарасов А.Д.
Постановлением Администрации Орловского района Ростовской области от 10 февраля 2020 года N 106 их семья исключена из числа участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержи гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Указанное постановление принято на основании постановления Администрации Орловского сельского поселения от 31 октября 2019 года N 426 "О снятии с учёта в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Тарасовой Алеси Александровны" и в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации основного мероприятия "Обеспечение жильём молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050.
В соответствии с постановлением Администрации Орловского сельского поселения от 31 октября 2019 года N 426 Тарасова А.А. снята с учёта в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4 Областного Закона Ростовской области от 15 сентября 2005 года N 363 - ЗС "Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
Указанные постановления органов местного самоуправления
Тарасова А.А. считает незаконными, т.к. из них не усматривается, какие обстоятельства послужили основанием для их принятия, а исключение их семьи из списка участников программы произведено в нарушение установленного порядка и сроков реализации мероприятия по обеспечению жильём молодых семей.
Административный истец указывает, что её семья на дату утверждения списка молодых семей на получение социальной выплаты в 2020 году соответствовала всем установленным законом требованиям, и основания для исключения их из списка отсутствовали.
Решением Орловского районного суда Ростовской области от 5 июня 2020 года отказано в удовлетворении требований административного иска.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Ростовского областного суда от 21 октября 2020 года решение Орловского районного суда Ростовской области от 5 июня 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым требования административного искового заявления удовлетворены в полном объеме.
В кассационных жалобах, поступивших в суд первой инстанции 14.12.2020 и 16.12.2020, ставится вопрос об отмене апелляционного определения Ростовского областного суда, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителей, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области по доверенности Турченко С.В, представителя администрации Орловского района Ростовской области по доверенности Чекаловой Л.И, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационных жалоб, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации Орловского сельского поселения от 21 августа 2012 года N 585
Тарасова А.А. с составом семьи 2 человека признана нуждающейся в жилом помещении. Постановлением Администрации Орловского района от 27 сентября 2012 года N 801 семья Тарасовой А.А. в составе двух человек включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на
2011-2015 годы.
15 января 2018 года постановлением Администрации Орловского сельского поселения N 08 в постановление Администрации Орловского сельского поселения от 21 августа 2012 года N 585 внесены изменения в состав семьи в связи с рождением сына. 25 января 2018 года постановлением Администрации Орловского района Ростовской области N 48 внесены изменения в постановление от 27 сентября 2012 года N 801, в соответствии с которыми в состав семьи Тарасовой А.А. включён сын.
Впоследствии, на основании постановления Администрации Орловского сельского поселения от 31 октября 2019 года N 426, обжалуемым постановлением от 10 февраля 2020 года N 106, Тарасова А.А. и члены её семьи исключены из числа участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержи гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Принимая оспариваемое решение, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих наличие оснований для снятия заявителя с учёта, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, что свидетельствует о несоответствии оспариваемых постановлений закону.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности, нуждающимися признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 и частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт. Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учёт, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в рамках которой разработана подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей", целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, досрочно прекращено в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильём молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых указанным постановлением, в редакции, действовавшей на момент включения семьи Тарасовой А.А. в список участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6). В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 466 пункт 7 Правил дополнен вторым абзацем, согласно которому при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятий ведомственной целевой программы (пункт 26 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учётом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя, в частности, из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселённых собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судом апелляционной инстанции обосновано указано, что требования статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судом первой инстанции не учтены, факт совместного проживания Тарасовой А.А. и членов её семьи с собственником в указанном жилом помещении в качестве юридически значимого обстоятельства судом не определялся и не устанавливался.
Доказательствам, как показания допрошенных судом свидетелей о том, что семья Тарасовой А.А. с 2012 года проживает не в домовладении свекрови, а на другой съёмной квартире, в решении не дана надлежащая оценка.
Также не принято во внимание, что площадь фактически занимаемого жилого помещения не подлежит учёту при определении уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения, поскольку доказательств тому, что указанное жилое помещение принадлежит членам молодой семьи на праве собственности или используется по договору социального найма (статья 60 ЖК РФ), как того требует абзац 2 пункта 7 вышеназванных Правил, не представлено.
Судом также не выяснялся вопрос о соблюдении установленного частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка принятия оспариваемых решений, в частности, сроков их принятия. Обстоятельства, связанные с моментом выявления администрацией Орловского сельского поселения основания для снятия Тарасовой А.А. с учёта нуждающихся в жилом помещении не устанавливались, соответствующие доказательства не исследовались.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что снятие Тарасовой А.А. с учёта нуждающихся в жилом помещении и исключение из списка участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей нарушает ее права, поскольку её семья была включена в список молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2020 году, утверждена межведомственной комиссией в списке молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на 2020 год, ей был рассчитан размер социальной выплаты, и денежные средства поступили в бюджет Администрации Орловского района.
Доводы кассационных жалоб не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 октября 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 12 марта 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.