Дело N 2а- 901/2019
г. Краснодар 01.10.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу кассационную жалобу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по апелляционной жалобе ФИО7 на решение Калачёвского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и по административному делу по административному иску ФИО7 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по Калачевскому муниципальному району "адрес", заинтересованное лицо: Администрация Калачёвского муниципального района "адрес" о признании незаконным и отмене пункта 2 постановления N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, установил:
ФИО7 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить пункт N постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Калачевского муниципального района (Комиссия) N от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика снять семью ФИО8 с учета из банка данных Калачевского муниципального района, как семью находящуюся в социально опасном положением.
В обосновании требований ФИО7 указал на то, что постановлением МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего ФИО5, ученика МКОУ СШ N "адрес", по факту причинения ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнему ФИО6 телесных повреждений, отнесенных к категории не причинивших вред здоровью.
По результатам заседания Комиссии ДД.ММ.ГГГГ принято постановление которым несовершеннолетнему ФИО5 вынесено предупреждение за ненадлежащее поведение; семья ФИО8 поставлена на учет банка данных Калачевского муниципального района на семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении с составлением программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним ребенком.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, ФИО7 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Калачевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в административном иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ решение Калачевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу принято новое решение, которым признан незаконным и отмене пункт 2 постановления Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по Калачевскому муниципальному району "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по Калачевскому муниципальному району "адрес" просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному разрешению спора, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Согласно положению статьи 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Закон N 120-ФЗ) семьей, находящейся в социально опасном положении является семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Положениями статьи 4 Закона N 120-ФЗ установлено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста с которого наступает административная ответственность (пункт 6 части 1 статьи 5 Закона N 120-ФЗ).
Постановлением главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о банке данных "адрес" о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении) определены основные цели и задачи формирования и использования единого банка данных, порядок формирования базы и основаниями для включения семьи и несовершеннолетнего в банк. Подпунктами 3.8, 3.9 настоящего Положения определен полный перечень оснований для включения семьи и несовершеннолетнего в банк данных, находящихся в социально опасном положении. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВК-2969/07 о направлении методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы определен исчерпывающий перечень оснований признания несовершеннолетних и (или) семей находящимися в социально опасном положении.
Отменяя решение районного суда и удовлетворяя административный иск, областной суд пришел к выводу о неправомерности в части оспариваемого постановления уполномоченного органа и, как следствие, незаконности судебного акта районного суда, отказавшего в заявленных требованиях.
Судебная коллегия в ходе апелляционного пересмотра дела руководствовалась положениями Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Постановлением главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о банке данных "адрес" о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении), Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВК-2969/07, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОД "О профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в "адрес"".
Суд апелляционной инстанции на основании материалов дела установил, что Комиссия утверждена постановлением главы Администрации Калачевского муниципального района "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ и действует на основании Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Калачевского муниципального района "адрес". ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по "адрес" направил Комиссии постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего ФИО5, по факту случившегося ДД.ММ.ГГГГ в МКОУ СШ N "адрес", в действиях которого усматривались признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Комиссией было принято постановление N, которым несовершеннолетнему ФИО5 вынесено предупреждение; семья ФИО8 поставлена на учет банка данных, как находящаяся в социально опасном положении, в соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона N 120-ФЗ. Оценивая оспариваемое решение уполномоченного органа на предмет законности, судебная коллегия исходила из того, что для постановки семьи на учет как находящуюся в социально опасном положении, необходимо установить одно из оснований, содержащихся в положениях Постановления главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о банке данных "адрес" о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении), Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВК-2969/07. Однако административным ответчиком в материалы дела не представлено доказательств о проведении мероприятий по сбору и учету информации для выявления оснований, по которым семья ФИО8 находится в социально опасном положении. Вопреки доводам жалобы судом апелляционной инстанции в ходе пересмотра дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке кассационного производства. В этой связи апелляционное определение подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по Калачевскому муниципальному району "адрес" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.