Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Ромась Л.Н. по доверенности Демуры Е.В. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 июня 2020 года по административному исковому заявлению Ромась Л.Н. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Филипповой А.Е. о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Ромась Л.Н. обратилась в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Государственный комитет) от 20 декабря 2019 года об отказе в государственной регистрации прав в отношении жилого дома площадью 297 кв. м, КН/УН "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный жилой дом); возложении на Государственной комитет обязанности устранить допущенные нарушения - произвести регистрацию прав в отношении спорного жилого дома.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес". 29 мая 2019 года в Государственный комитет представителем административного истца были направлены заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества - спорного жилого дома. 11 июня 2019 года государственным регистратором Филипповой А.Е. приняты решение о приостановлении государственного кадастрового учета и уведомление о приостановлении государственной регистрации права. Основаниями приостановления государственного кадастрового учета и регистрации права на объект недвижимого имущества - жилой дом явились обстоятельства того, что у государственного регистратора возникли сомнения в том, что указанный объект недвижимого имущества является хозяйственным строением, а имеет признаки многоквартирного дома либо гостиницы (гостевого дома и т. п). Согласно поступившему государственному регистратору ответу администрации г..Феодосии, на земельном участке по адресу: "адрес" обустроено трехэтажное здание для возможной сдачи внаем. Исходя из этого государственным регистратором сделан вывод о том, что отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий факт создания соответствующего здания. Также государственный регистратор сослался на то, что образуемое здание находится в 500-метровой водоохраной зоне Черного моря и должно быть оборудовано системой водоотведения. 20 декабря 2019 года государственным регистратором Филипповой А.Е. было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации N. Административный истец считает решение об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - спорный жилой дом незаконным, поскольку им были предоставлены заявления об осуществлении кадастрового учета и регистрации права, технический план и правоустанавливающие документы на земельный участок.
При этом замечаний к техническому плану у государственного регистратора не возникло, а его сомнения возникли на основании предположений и не подтверждены какими-либо достоверными фактическими обстоятельствами.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сообщение государственного регистратора Филипповой А.Е. об отказе в государственной регистрации права Ромась Л.Н. на спорный жилой дом вынесено в пределах полномочий административного ответчика и на основании представленных заявителем документов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 июня 2020 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 декабря 2020 года, представитель Ромась Л.Н. по доверенности Демура Е.В. ставит вопрос об отмене решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 июня 2020 года. По мнению заявителя, судами обеих инстанций не в полной мере были изучены представленные административным истцом доказательства обоснования заявленных требований. Обращает внимание суда на то, что в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, а также решении Государственного комитета об отказе в государственной регистрации прав в отношении спорного жилого дома указан адрес другого объекта недвижимости. Считает, что отказ государственного регистратора основан на предположениях, появившихся при визуальном осмотре.
Определением судьи от 2 февраля 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Представитель Государственного комитета, государственный регистратор Филиппова А.Е. в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав Ромась Л.Н, поддержавшую доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов дела, Ромась Л.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" площадью 918+/-11 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
29 мая 2019 года административный истец через ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Севастополе" обратилась с заявлениями о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорный жилой дом.
Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 мая 2019 года N были поданы: доверенность; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; квитанция от 28 мая 2019 года N 10037; заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 29 мая 2019 года N; опись от 29 мая 2019 года.
С заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества от 29 мая 2019 года N были поданы: доверенность; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства на оптическом компакт-диске; опись от 29 мая 2019 года.
Уведомлением Государственного комитета в лице государственного регистратора Филипповой А.Е. о приостановлении государственной регистрации от 11 июня 2019 года N административному истцу сообщено о приостановлении с 11 июня 2019 года осуществления действий по государственной регистрации права собственности и государственного кадастрового учета N в отношении спорного жилого дома на основании пунктов 5, 9, 22, 23 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Одновременно административному истцу разъяснено право по собственной инициативе представить документы, запрашиваемые органом регистрации прав посредством межведомственных запросов.
Согласно сообщению Государственного комитета в лице государственного регистратора Филипповой А.Е. от 20 декабря 2019 года N Ромась Л.Н. отказано в государственной регистрации в отношении спорного жилого дома в связи с истечением 20 декабря 2019 года срока приостановления и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению права собственности, в том числе: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений; земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта.
Указано, что при проведении правовой экспертизы, учитывая представленные заявителем документы, у государственного регистратора возникли сомнения в том, что указанный объект недвижимого имущества является хозяйственным строением, а имеет признаки многоквартирного дома либо гостиницы (гостевого дома и т. п.), в связи с чем имеются сомнения в возможности осуществления регистрации права на такой объект недвижимого имущества. Согласно поступившему ответу администрации г. Феодосии (N) по адресу: "адрес", обустроено трехэтажное здание для возможной сдачи внаем. Таким образом, для строительства указанного объекта отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий факт создания соответствующего здания. В связи с изложенным установить законность размещения указанного объекта на земельном участке с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, а также провести государственную регистрацию права собственности в упрощенном порядке (без предъявления разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию) не представляется возможным.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана такого объекта недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Статья 8-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действующей на дату вынесения обжалуемого решения) определяет, что положения части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ применяются на территории Республики Крым с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Из части 2 статьи 8-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" следует, что до 1 января 2021 года основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует видам разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)", "Для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)" (расположенном в границах населенного пункта), "Ведение садоводства (код 13.2)", "Ведение дачного хозяйства (код 13.3)", предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества, и технический план объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ регистрирующий орган наделен правом проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9); земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта (пункт 23).
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 приведенного Закона.
Судом установлено, что государственным регистратором был направлен межведомственный запрос в администрацию г. Феодосии Республики Крым о соответствии произведенного заявителем строительства разрешенному использованию земельного участка.
Согласно ответу администрации г. Феодосии Республики Крым от 6 июня 2019 года, сотрудники отдела муниципального контроля администрации г. Феодосии Республики Крым осуществили выезд по адресу: "адрес". В ходе осмотра установлено, что собственником домовладения обустроено трёхэтажное здание для возможной сдачи в наем (летний период).
Из скриншота с интернет - ресурса "данные изъяты" видно, что здание, расположенное по спорному адресу, является гостевым домом " "данные изъяты"", имеющим номера для сдачи.
В соответствии с поэтажным чертежом здания его первый этаж имеет четыре помещения с отдельными выходами на улицу, второй и третий этаж также имеют по четыре помещения, каждый из которых оборудован отдельным небольшим помещением.
Данные обстоятельства подтвердила Ромась Л.Н. в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Согласно сведениям из реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный жилой дом, - для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем указанные материалы свидетельствуют о том, что здание имеет признаки гостиницы.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" под видом разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства подразумевается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру (статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Здание гостиницы к объектам жилищного фонда не относится.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что административный ответчик, установив несоответствие целевого назначения спорного земельного участка его фактическому использованию, законно и обоснованно приостановил государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости и впоследствии отказал в регистрации права.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что в основу решения административного ответчика об отказе в государственной регистрации положен ответ администрации г. Феодосии Республики Крым в отношении другого объекта недвижимости судом апелляционной инстанции проверялись и обосновано признаны несостоятельными.
По существу, доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были проверены судами обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ромась Л.Н. по доверенности Демуры Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 23 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.