Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя МИФНС России N 10 по Краснодарскому краю - ФИО1 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 8 мая 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N 10 по Краснодарскому краю к Потапову О.Б. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя МИФНС России N 10 по Краснодарскому краю по доверенности ФИО2, судебная коллегия
установила:
МИФНС России N 10 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Потапову О.Б, в котором просила взыскать обязательные платежи и санкции в размере 109 548 рублей 4 копейки, в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 5 450 рублей 40 копеек, пени в размере 18 рублей 81 копейка; транспортный налог с физических лиц в размере 2 029 рублей, пени в размере 1 рубль 52 копейки; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 101 206 рублей, пени в размере 7 рублей 91 копейку; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года); пени в размере 133 рубля 60 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации за выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года): пени в размере 110 рублей 05 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пени в размере 275 рублей 44 копейки; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 156 рублей 13 копеек; страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) пени в размере 91 рублей 18 копеек.
Решением Калининского районного суда Краснодарского края от 8 мая 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 августа 2020 года решение от 8 мая 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель административного истца просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Налоговым органом принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм транспортного налога и налога на имущество физических лиц, а также пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Определением суда от 29 января 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании налога содержится в пункте 2 статьи 48 НК РФ.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно определению мирового судьи судебного участка N 147 Калининского района Краснодарского края от 21 октября 2019 года отменен судебный приказ исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 146 Калининского района - мирового судьи судебного участка N147 Калининского района Краснодарского края от 7 октября 2019 года о взыскании с Потапова О.Б. в пользу МИФНС России N 10 по Краснодарскому краю задолженности по недоимкам за 2015 год, 2017 год по транспортному налогу с физических лиц в размере 2 029 рублей, пени в сумме 1 рубль 52 копейки; по земельному налогу с физических лиц 101 206 рублей, пени в сумме 75 рублей 91 копейку; по налогу на имущество физических лиц в размере 5 450 рублей 40 копеек, пени в сумме 18 рублей 81 копейка; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) - пени в размере 110 рублей 5 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии - пени в размере 91 рубль 18 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - пени в размере 275 рублей 44 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) - пени в размере 156 рублей 13 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - пени в размере 113 рублей 60 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - пени в размере 303 рубля 93 копейки,
всего на общую сумму 109 851, 97 рублей, а также 1 699 рублей государственной пошлины в доход бюджета Калининского района.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что согласно налоговому уведомлению N от 15 июля 2018 года, административный ответчик извещен об обязанности уплатить транспортный и земельный налог, а также налог на имущество физических лиц в размере 63 047 рублей 40 копеек в срок не позднее 3 декабря 2018 года.
Согласно налоговому уведомлению N от 29 мая 2018 года, административный ответчик извещен об обязанности уплатить земельный налог в размере 65 263 рублей, в срок не позднее 3 декабря 2018 года.
Согласно списку заказных писем N, список содержит сведения о направлении административным истцом заказного письма в адрес административного ответчика 6 августа 2018 года на имя иного лица Потапова О.Л.
Согласно требованию N об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 9 января 2017 года, административный ответчик извещен об обязанности исполнить требование в срок до 1 апреля 2017 года об уплате пени в сумме 12 272 рублей 41 копеек.
Согласно требованию N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 7 декабря 2018 года, административным истцом административный ответчик извещен об обязанности исполнить требование в срок до 27 декабря 2018 года об уплате недоимки 128 310 рублей 40 копеек, пени в сумме 96 рублей 24 копейки, а также указано на наличие подлежащей уплате задолженности на 7 декабря 2018 года по налогам (сборам, страховым взносам) 209 469 рублей 40 копеек.
Согласно списку заказных писем N от 11 декабря 2018 года, налоговое требование N направлено инспекцией в адрес административного ответчика заказным письмом 11 декабря 2018 года.
Исходя из положений пункта 1 статьи 70 НК РФ (в редакции, действующей на момент направления требований N и N), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 75 НК РФ, сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Согласно пункту 4 статьи 31 НК РФ, в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Как указал суд первой инстанции, согласно вышеприведенному списку заказных писем от 11 декабря 2018 года налоговое требование N направлено административным истцом в адрес административного ответчика заказным письмом 11 декабря 2018 года, в связи с чем, датой его получения считается 17.12.2018.
После вынесения мировым судьей определения от 21 октября 2019 года об отмене судебного приказа, административный истец обратился с настоящим административным иском в суд 13 марта 2020 года, то есть в предусмотренные пунктом 3 статьи 48 НК РФ сроки - не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Ссылаясь на изложенное, приведенные нормы права, отказывая в удовлетворении требований инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку требование N подлежало исполнению в срок до 1 апреля 2017 года, а требование N до 27 декабря 2018 года, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, в связи с неисполнением указанных требований, истек соответственно 1 октября 2017 года и 27 июня 2019 года.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов не опровергают, а потому не могут служить основанием к их отмене.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Краснодарского края от 8 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 августа 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 марта 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.