Дело N 2а-2148/2020
г. Краснодар 13.10.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Карасовой Н.Х, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО6 на решение Прикубанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО6 к судебному приставу - исполнителю отдела судебных приставов по "адрес" УФССП России по "адрес" ФИО7, Отделу судебных приставов по "адрес" УФССП России по "адрес", УФССП России по "адрес", заинтересованное лицо: ФИО8 о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ФИО6 по доверенности ФИО5, поддержавшую кассационную жалобу, ФИО8, просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО8 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по "адрес" УФССП России по "адрес" (ОСП по "адрес") ФИО7 о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, обязать судебного пристава - исполнителя произвести перерасчет задолженности по алиментам.
В обоснование требований ФИО8 указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него судебным приставом - исполнителем ОСП по "адрес" ФИО7 возбуждено исполнительное производство N-ИП. Предмет исполнения - взыскание в пользу ФИО8 алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 доли доходов ежемесячно. ДД.ММ.ГГГГ тем же судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которым таковая определена в сумме 284 191, 25 руб.
ФИО6 считает постановление незаконным, поскольку расчет задолженности был произведен без учета периода, когда он являлся безработным, и без документов, подтверждающих получение должником фактического дохода.
Решением Прикубанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ФИО8 просит об отмене решений судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, вынесении нового решения - об удовлетворении административного иска в полном объеме.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
В силу части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При вынесении обжалуемых судебных постановлений судами первой и апелляционной инстанций допущены такого рода нарушения.
Право обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлено законом (положениями статей 360 КАС РФ, 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее -Закон об исполнительном производстве). Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц. Задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии со статьей 102 Закона об исполнительном производстве размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (часть 2).
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (часть 3).
Взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (часть 1 статьи 113 СК РФ).
В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока (часть 2 статьи 113 СК РФ).
Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, установленного решением суда или соглашением об уплате алиментов (часть 3 статьи 113 СК РФ).
Виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте, и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, в соответствии со ст. 81 СК РФ, определяются Правительством Российской Федерации (статья 82 СК РФ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, удержание алиментов на несовершеннолетних детей производится с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, за выполненную работу по сдельным расценкам, в процентах от выручки реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), выданной в неденежной форме, или с комиссионного вознаграждения, с заработной платы, начисленной преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установлено и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки.
Если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающий его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности, моментом взыскания задолженности будет являться дата фактического погашения должником задолженности (пункт 5.1 Методических рекомендация по порядку исполнения требований исполнительного документа о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России ДД.ММ.ГГГГ N.
В случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности (часть 4 статьи 113 СК РФ).
Из содержания части 8 статьи 226 КАС РФ следует, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, в связи с чем выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела в полном объеме.
Право суда в целях правильного разрешения административных дел истребовать доказательства по собственной инициативе установлено частью 1 статьи 63 КАС РФ.
Отказывая в административном иске, суды указали на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должник работал, имел постоянный доход, о чем предоставил судебному приставу - исполнителю договор с работодателем, в котором указана сумма дохода. Алименты должником уплачивались частично. Задолженность за указанный период судебным приставом - исполнителем определена исходя из представленных должником сведений о трудоустройстве, заработной платы, с учетом всех произведенных должником платежей, представленных квитанций и выписок по счетам, что, как указали суды, подтверждается материалами исполнительного производства.
В этой связи суды пришли к выводу о законности оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы судов не соответствуют материалам дела.
Из материалов дела следует, что ФИО6 является должником по исполнительному производству N-ИП. Предмет исполнения: взыскание в пользу ФИО8 алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 части всех видов дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия ребенка.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которым задолженность ФИО6 по алиментам определена в размере 284 191, 25 руб.
Разрешая дело, суды не проверили обстоятельства, на которые ссылался административный истец, не запросили и не исследовали исполнительное производство. Имеющаяся в материалах дела копия обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности не позволяет сделать однозначный вывод о правильности произведенного административным ответчиком расчета задолженности алиментов, установить, на основании каких документов был произведен данный расчет. Таким образом, судами обеих инстанций не установлены фактические обстоятельства дела, не дана оценка доводам, на которые ФИО8 ссылался в административном иске, с учетом материального закона, регулирующего возникшие правоотношения.
При изложенных обстоятельствах решения судов нельзя назвать законными, в связи с чем они подлежат отмене, административное дело - направлению на новое рассмотрение в Прикубанский районный суд "адрес" в ином составе суда.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение Прикубанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
Административное дело Nа-2148/2020 направить на новое рассмотрение в Прикубанский районный суд "адрес" в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.